You are viewing the Russian CN Traveller website. If you prefer another country’s CN Traveller website, select from the list

Отчего происходят банкротства турфирм?

А также как определить надежность оператора и что делать, если предоставившая вам путевку компания разорилась

Юлия Батырь

В прессе периодически появляются новости о туристах, застрявших в аэропортах, потому что оператор не смог заплатить за перелет, и отпускниках, которых из-за отсутствия денежных переводов на счета гостиниц не селят в номера. После чего следуют объявления о банкротствах туроператоров: «Ланта-тур вояж», «Капитал Тур», «ITC – Международный клуб путешествий», «Лужники тревел», «Скайтур», «Аврора Интур» и «Идеальный мир». Как понять, надежна ли та или иная компания или ты рискуешь, дорого заплатив за тур, остаться и без денег, и без поездки?


Банкрот, еще банкрот 

По мнению экспертов, в зоне риска сегодня находятся практически все российские туроператоры, особенно те, кто возит туристов чартерными рейсами и заключает с отелями «жесткие» (когда тур­оператор должен платить за номера независимо от того, заполнит он их или нет) контракты. А это как раз крупные компании. Договор на авиапе­ревозку туроператор подписывает, как правило, за много месяцев до начала полетов. При этом каждый стремится потеснить конкурентов и отвоевать как можно большую долю на «своем» направлении, а для этого нужно наращивать объем, увеличивать число рейсов. Впрочем, для больших компаний постоянный рост объемов необходим и для выживания: без притока оборотных средств они не смогут оплачивать услуги поставщиков. Однако на спрос могут повлиять множество непредсказуемых факторов: и, например, революция в Египте, и наводнение в Таиланде приводят к тому, что чартеры летают полупустыми, а туроператор уже заплатил и за них, и за места в отелях. И тогда «финансовая пирамида» рушится.


Бывший владелец компании «Мегаполюс Турс», а ныне глава объединения «Турпомощь» Эдуард Кузнецов утверждает, что около 40 % турпакетов, в первую очередь чартерных, туропера­торы продают либо по себестоимости, либо себе в убыток. По мнению специалистов, весь массовый туризм на сегодняшний день в России убыточен. Даже на дорогих направлениях вроде Доминиканы или Мексики, где еще несколько лет назад туроператоры хорошо зарабатывали, сегодня из-за «войн скидок» туры продаются по демпинговым ценам. Впрочем, для туристов здесь есть и выгоды: тур­оператор фактически доплачивает им за покупку туров. Правда, «в нагрузку» к дешевым путевкам прилагается риск банкротства их продавцов.

Финансово-экономический кризис тоже затронул туристический рынок, причем в Европе даже существеннее, чем в России. Самым громким стало банкротство английской компании XL Leisure Group в сентябре 2008-го, когда за границами Великобритании осталось несколько десятков тысяч ее клиентов. К счастью, в Соединенном Королевстве существует компенсационный фонд ATOL, на который обязаны «скидываться» все туроператоры и который помогает туристам в подобных ситуациях.

У нас механизм, позволяющий отчасти защитить туристов от банкротств операторов, впервые был запущен в 2007 году. С тех пор каждый тур­оператор должен ежегодно заключать со страховыми компаниями договор о страховании своей ответственности. Первоначально максимальная сумма гарантии составляла 30 миллионов рублей, но позже она была увеличена до 100 миллионов. Однако и этой сотни не хватило на выплаты клиентам «Ланты» (а «Инногарант», где был застрахован «Капитал Тур», сам оказался банкротом), и тогда размер финансовой гарантии решили привязать к обороту компании, то есть чем больше и дальше компания отправляет людей, тем большую страховку она должна оформить.

На практике это выглядело так, что туристы по новой оплачивали гостиницу и обратный билет, а по возвращении с чеками и прочими документами в руках пытались (не всегда успешно) получить компенсацию. Таким образом, финансовые гарантии решают лишь проблему возврата денег туристам уже в России. Если же вы заселились в отель и там вам сообщили, что номер не оплачен, и предложили выехать или заплатить еще раз, деньги из финансовой гарантии вам не помогут.

Когда в апреле прошлого года рухнул «Идеальный мир», наши законодатели наконец перестали изобретать велосипед и предложили для защиты туристов способ, уже давно используемый в Европе, – компенсационный фонд.


Все за одного

Все туроператоры по выездному туризму до 5 мая 2013 года обязаны войти в объединение «Турпомощь», при котором и создается фонд. Ежегодный взнос каждого члена объединения составит 0,1 % от оборота компании, но не менее 100 000 рублей. По расчетам Ростуризма, сумма взносов составит около 200 миллионов рублей. В случае неплатежеспособности одного из туроператоров его туристам приобретут обратные билеты, оплатят отель до момента вылета (но не до конца срока путевки), предоставят другие необходимые услуги за счет средств компенсационного фонда. В экстренном случае пострадавшим россиянам нужно будет обратиться в колл-центр, описать проблему, и в течение 24 часов объединение «Турпомощь» должно принять решение о выделении денег.

Глава «Турпомощи» Эдуард Кузнецов подчеркивает: задача фонда – помощь тем, кто пострадал в результате неплатежеспособности туроператора. Если турист оказался в стране, где неожиданно начались политические волнения, военные действия или цунами, его доставкой домой будет заниматься МЧС, то есть государство. Кроме того, фонд не должен помогать в случае медицинских проблем (это дело страховых компаний), а также тем, кто оказался за границей без средств к существованию.

Глава Ростуризма Александр Радьков считает, что сосуществование двух механизмов защиты туристов: финансовых гарантий ответственности туроператоров и компенсационного фонда – позволит им чувствовать себя увереннее. В случае проблем за рубежом поможет компенсационный фонд, а деньги за несостоявшуюся поездку можно будет вернуть за счет страховой компании.


Кругом риски

Но кроме туроператора с его гарантиями в азартной игре «купи турпутевку, съезди и вернись» задействован еще и турагент. Разница между ними – как между Metro и продуктовым магазинчиком около дома. Туроператор – оптовик, который упаковывает разрозненные услуги (отель, перелет, трансфер, страховку, экскурсии) в единый турпакет. А агентства продают его продукт в розницу, получая за это комиссию с каждого пакета. В последние годы банкротства турагентств происходят куда чаще, чем банкротства операторов, но поскольку страдает из-за них сравнительно небольшое число туристов, громкими такие случаи не становятся. Хотя если посчитать суммарные потери россиян от банкротств турагентств, они окажутся даже выше, чем от банкротств туроператоров, особенно если учесть, что ответственность турагентств перед туристами никак не застрахована. Единственное, что можно сделать, если агентство скрылось с вашими деньгами, – написать заявление в милицию. Но на практике даже уголовные дела против учредителей ни к чему не приводят. Максимум, что принадлежит небольшому турагентству, – арендованный офис, мебель и пара компьютеров. При этом они нередко продают туры стоимостью в сотни тысяч рублей.


Год назад в Петербурге прекратило работу агентство «Магазин хороших путевок». Туристы приезжали в аэропорт и уже там узнавали, что деньги за их туры и авиабилеты не были переведены туроператорам. Пострадали несколько сотен человек. При этом несколько месяцев до остановки агентство, привлекая покупателей, продавало путевки со скидками до 50 %. «Важно сравнивать цены у разных операторов и агентств и не покупать у тех, кто занижает больше чем на 20 % стоимость путевки. 10–15 % еще возможны, но вот 20 – это уже слишком. Что-то здесь явно не так», – предупреждает адвокат Илья Тугуев, работающий с тур­фирмами, в частности с «ITC — Международный клуб путешествий». По его же словам, способы регулирования агентского рынка обсуждаются, но решение пока не найдено.

От недобросовестного турагента не застрахует никто, поэтому за «своего», который и гостиницу проверит, и о туроператоре справки наведет, и не исчезнет завтра с деньгами, держатся годами и передают его телефон из рук в руки, как контакты хорошего парикмахера.

Было бы несправедливо не отметить, что тур­агентства сами страдают от банкротств туроператоров, так как иногда им приходится выплачивать клиентам компенсацию. «От турагентств клиент ждет профессиональной оценки надежности тур­оператора. Поэтому нам приходится так подбирать партнеров, чтобы мы могли гарантировать их надежность. К сожалению, слухов ходит много, и их жертвами часто становятся уважаемые компании», – говорит Рубен Акоста, исполнительный директор сети «1001 тур», объединяющей 150 тур­агентств. Ему вторит и Илья Тугуев: «Кто на грани разорения, а кто просто жертва слухов, даже участникам рынка неведомо. Истинного финансового состояния тур­операторов не знает никто». Если по рынку пополз слух о неблагонадежности туроператора, агентам под давлением клиентов приходится останавливать бронирование, даже если они уверены в том, что информация неверна. Акоста подтверждает, что его сеть понесла серьезные убытки во время банкротств «Капитал Тура» и «Ланты», поскольку агентства были вынуждены компенсировать клиентам потери.


Сделай сам

Для минимизации рисков при покупке тура специалисты советуют проверять информацию, смотреть, зарегистрирован ли туроператор в Федеральном реестре, обращать внимание на размер финансовой гарантии и стаж работы на рынке. Но если вам все равно придется тратить время на  интернет и уточнять все эти данные, то не проще ли самому спланировать поездку, купив билет и заказав гостиницу? Но сегодня, по данным различных исследований, не более 5–10 % российских ту­ристов самостоятельно бронируют поездки в сети. Правда, проверить выборку этих данных довольно сложно – если тур­операторы легко предоставляют данные, сколько путевок они продали в Турцию, а сколько – в Бирму, на основе которых и составляются статотчеты, то подсчитать самостоятельных путешественников не под силу даже вездесущим спецслужбам.


Турфирмы не боятся конкуренции интернета. «Мы пока не видим оттока клиентов в сеть. Напрямую бронируют туры лишь продвинутые пользователи со знанием иностранных языков. Это занимает много времени, требует определенных знаний. Кроме того, не каждое направление подходит для самостоятельных поездок. В Европу тур забронировать несложно, а в Китае или еще какой-нибудь экзотической стране, где по-английски часто не говорят, без помощи грамотного менеджера не обойтись», – лукавит Рубен Акоста, забывая добавить, что грамотные менеджеры, сидящие в московских офисах, тоже говорят с «принимающей стороной» отнюдь не на мандарин или суахили.

По его словам, еще одна причина, сдерживающая рост индивидуальных бронирований, – недоверие клиентов к системам оплаты через интернет. Далеко не все готовы указывать данные банковских карт, необходимые при ­бронировании. Кроме того, риски при самостоятельной организации поездки тоже вполне реальные. «Сколько случаев, когда турист бронирует отель где-нибудь на Booking.com, приезжает, а гостиница не соответствует картинкам в интернете. Или ее вовсе не существует. И жаловаться в этом случае абсолютно некому, разве что в полицию, причем на чужом языке. Если же тур куплен в агентстве, клиент с любой проблемой может позвонить менеджеру», – добавляет Акоста. В августе 2012 года обанкротилась итальянская лоукост-авиакомпания Wind Jet. Российские туристы, купившие билеты на ее рейсы, поделились на две категории: тех, у кого билет входил в пакет туроператора, и самостоятельных пассажиров. Туроператоры своих клиентов разместили в отелях, договорились о рейсах с другими авиаперевозчиками. Индивидуалы же вынуждены были ночевать в аэропортах и повторно платить за билеты. Но это ничтожно малая часть туристов, по сравнению с количеством людей, пострадавших от банкротств туроператоров и турагентств. Так что учите языки. Больше никаких специальных знаний для самостоятельных путешествий не требуется – редакция Condé Nast Traveller регулярно проверяет это на себе. Немножко смелости – и вам будут не страшны банкротства, зато откроется дивный новый мир, вдали от протоптанных ту­ристами троп и турецких пляжей образца Ялты пятидесятилетней давности.


Самые громкие банкротства

«Капитал Тур»

Крупнейшим банкротством за всю историю российского турбизнеса стал крах «Капитал Тур» в ноябре 2010 года. Фирма, основанная в 2003-м, вела агрессивную политику на рынке. На каждом из направлений, где «Капитал» пытался завоевать позиции, он увеличивал объемы за счет низких цен, работая в убыток. К ноябрю 2010 года его долги партнерам достигли 1,3 млрд руб. Один из банков-кредиторов отказался продлить кредитную линию, и счета компании арестовали. К моменту остановки деятельности «Капитал Тур» путевки купили более 8 000 туристов, из них за рубежом находились 2 700. Ответственность «Капитал Тур» была застрахована на 190 млн руб. в страховой компании «Инногарант», которая тоже оказалась неплатежеспособной. Компенсацию туристы не получили, часть потерь возместили турагентства, за свой счет отправив клиентов в другие поездки.

«Ланта-тур вояж»

Компания, начавшая деятельность в 1991 году, остановила ее 27 января 2012 года после того, как банк отказался продлить ей кредит. Банкротство стало результатом «войн скидок» на вьетнамском направлении и наводнения в Таиланде, на который резко упал спрос. За рубежом находились более 3 000 ее клиентов, всего путевок было продано более 7 000. У туристов начались проблемы с владельцами отелей. Но поскольку это банкротство произошло в разгар предвыборной президентской кампании, премьер-министр В. В. Путин распорядился, чтобы банк ВТБ выдал «Ланта-тур» кредиты для погашения задолженностей перед отелями. В результате туристы смогли спокойно завершить отдых. Ответственность туроператора была застрахована в компании «Ингос­страх» на 100 млн руб., а суммарные претензии пострадавших туристов составили около 200 млн.

Полезная информация

1. При выборе туроператора проверьте, состоит ли он в Федеральном реестре (см. russiatourism.ru), и обратите внимание на размер финансовой гарантии. В реестре могут числиться несколько юридических лиц, принадлежащих одной компании, и у каждого из них будет своя гарантия.

2. При покупке тура важно сравнивать цены у разных операторов и агентств. Если стоимость путевки занижена более чем на 15–20 %, имеет смысл насторожиться.

3. Внимательно прочитайте договор с турагентством и проверьте, кто выступает туроператором и какова у него гарантия.

4. Если отель отказывается вас заселять, поскольку номер не оплачен туроператором, решите, хотите ли вы продолжать поездку или вернуться домой. Если выбран первый вариант, стоит заплатить за отель самому и сохранить все платежные документы для обращения к страховщику. Если второй – звоните в объединение «Турпомощь», +7 (495) 607 7771, или в Ростуризм, +7 (495) 607 7525.


Читайте также:

Почему теряется багаж?

Скандалы в самых дорогих отелях мира

Что и как дарить друзьям и коллегам из разных стран

Досмотр в аэропортах — как это работает?

17 шагов к высокому полету

Почему билеты на самолет такие дорогие?

первая полоса

Декабрь-Январь 2016-2017

Подпискана CN traveller

Первые 30 подписчиков на 6 номеров получают реконструирующее средство для волос с маслом иланг-иланга от Secret Professionnel by Phyto.

подписаться

Цифровыевыпуски
CN traveller

facebook

CN Traveller
в Facebook

vkontakte

CN Traveller
в Vkontakte

Twitter

CN Traveller
в Twitter

youtube

Видео-канал
cn traveller

instagram

CN Traveller
в instagram

Instagram
google+

cn traveller
в google+