You are viewing the Russian CN Traveller website. If you prefer another country’s CN Traveller website, select from the list

путешествие В город

Бонсай: малое видится на расстоянии

Автор бестселлера «Спешите жить медленно» Доминик Браунинг рассказала о том, почему созерцание бонсая — ключ к пониманию Японии и себя


Бонсай в традиционном японском интерьере на фоне бумажной ширмы

Впервые я увидела бонсай в детстве, когда мне не было и десяти. Тогда я не понимала, что это такое, но отчетливо помню, что стояла завороженная красотой маленького деревца. Я могла разглядывать его сверху, как великанша: макушку, веточки с листьями на самом верху, миниатюрный шрам от подрезания отростков, закрученный ствол. Для полной реалистичности мне не хватало только птичьего гнезда в ветках. Тот детский восторг я испытываю и сейчас, когда вижу коллекции бонсая. Самую удивительную мне довелось посмотреть в Императорском дворце в Токио: около 600 миниатюрных деревьев, многим из которых больше ста лет, а одному — белой сосне — больше пятисот!

Бонсай (в переводе с японского – «дерево, растущее в подносе») — это искусство выращивания настоящего дерева в миниатюре, которое совершенствовалось тысячелетиями. По легенде, китайский император повелел создать миниатюрный город с деревьями, реками и горами. Для этой цели и придумали выращивать крошечные деревья. В Японию бонсай попал в VI веке, где его сначала использовали для украшения домов. Но начиная с XVIII века японцы превратили технику бонсая в подлинное искусство.

Бонсаи бывают множества стилей — все они воссоздают естественные формы деревьев, выросших на разных ландшафтах (бонсай тоже чаще всего выращивают на открытом воздухе, поэтому, к примеру, миниатюрные деревья сбрасывают листья осенью и цветут весной). В стиле sekijoju (что означает «корни над камнями») дерево растет на валуне, оплетая его корнями. А в стиле bunjingi («танец гейши на весеннем ветру») ствол очищают практически ото всех веток, что придает бонсаю особенное изящество: листья остаются только наверху, формируя небольшую крону, похожую на облачко. В природе деревья с такими кронами появляются из-за недостатка солнечного света и густоты леса: нижние ветки у них просто отмирают.

Но мой любимый стиль бонсая — fukinagashi («открытый всем ветрам»): мастера формируют деревья так, чтобы создавалось впечатление, будто ствол был изогнут под постоянными порывами ветра, будто дерево не сломалось под ударами стихии. Опытный художник (именно так в Японии называют специалистов, которые выращивают бонсай) не стремится к созданию «совершенного» дерева. Бонсай полностью соответствует эстетике wabi-sabi. Она идеализирует несовершенную красоту окружающего мира, которую нужно разглядеть, чтобы понять и полюбить.

Занимаясь искусством бонсая, художник изменяет природу — то, что всегда считалось неподвластным человеку. А человек, созерцая бонсай, должен испытывать трепет, меланхолию — и удовольствие. Еще в XVIII веке японские ученые ввели термин mono no aware, который переводится как «печальное очарование вещей». Так и древнее дерево с искривленными корнями и ветвями наводит на размышления о быстротечности жизни и необходимости ценить отведенное нам время. А кого-то заставит вспомнить, каково это — удивляться, как раньше, когда деревья были большими.

Экспозиция бонсая в Императорском дворце в Токио открыта для широкой публики два дня в году: 1 января и 23 декабря, в день рождения императора. 11 Chiyada, Chiyoda-ku, +81 332 13 1111, kunaicho.go.jp, вход свободный. 


первая полоса

Декабрь-Январь 2016-2017

Подпискана CN traveller

Первые 30 подписчиков на 6 номеров получают реконструирующее средство для волос с маслом иланг-иланга от Secret Professionnel by Phyto.

подписаться

Цифровыевыпуски
CN traveller

facebook

CN Traveller
в Facebook

vkontakte

CN Traveller
в Vkontakte

Twitter

CN Traveller
в Twitter

youtube

Видео-канал
cn traveller

instagram

CN Traveller
в instagram

Instagram
google+

cn traveller
в google+