You are viewing the Russian CN Traveller website. If you prefer another country’s CN Traveller website, select from the list

путешествие В город путешествие На шопинг

Чемоданные наслоения

О чем говорят наклейки на чемодане?

Наклейки на чемодан могут многое рассказать о своем хозяине, утверждал Гастон-Луи Вюиттон, чья коллекция послужила основой новой книги World Tour о Золотом веке путешествий.

Shanghai Mansion, Шанхай, 1960-е гг.

1 из 13

Shanghai Mansion, Шанхай, 1960-е гг.

Shanghai Mansion, Шанхай, 1960-е гг.
Отель Bristol (ныне входитв сеть Le Méridien), Варшава, 1910 г.

2 из 13

Отель Bristol (ныне входитв сеть Le Méridien), Варшава, 1910 г.

Отель Bristol (ныне входитв сеть Le Méridien), Варшава, 1910 г.
Royal Station Hotel (сегодня Mercure Hull Royal Hotel), Гуль, 1915 г.

3 из 13

Royal Station Hotel (сегодня Mercure Hull Royal Hotel), Гуль, 1915 г.

Royal Station Hotel (сегодня Mercure Hull Royal Hotel), Гуль, 1915 г.
Peace Hotel, Шанхай, 1958 г.

4 из 13

Peace Hotel, Шанхай, 1958 г.

Peace Hotel, Шанхай, 1958 г.
Отель Pierre I на Елисейских Полях, Париж, 1920-е гг.

5 из 13

Отель Pierre I на Елисейских Полях, Париж, 1920-е гг.

Отель Pierre I на Елисейских Полях, Париж, 1920-е гг.
Gatto Bianco (отель существует и поныне, Via Vittorio Emanuele, 32), Капри, 1930-е гг.

6 из 13

Gatto Bianco (отель существует и поныне, Via Vittorio Emanuele, 32), Капри, 1930-е гг.

Gatto Bianco (отель существует и поныне, Via Vittorio Emanuele, 32), Капри, 1930-е гг.
Hôtel Continental, Стокгольм, 1910 г.

7 из 13



Hôtel Continental, Стокгольм, 1910 г.

Hôtel Continental, Стокгольм, 1910 г.
Hotel Atlantic (сейчас входит в сеть Kempinski), Гамбург, 1930 г.

8 из 13

Hotel Atlantic (сейчас входит в сеть Kempinski), Гамбург, 1930 г.

Hotel Atlantic (сейчас входит в сеть Kempinski), Гамбург, 1930 г.
Imperial Hotel (здесь останавливался Чарльз Диккенс), Белфаст, 1910 г.

9 из 13

Imperial Hotel (здесь останавливался Чарльз Диккенс), Белфаст, 1910 г.

Imperial Hotel (здесь останавливался Чарльз Диккенс), Белфаст, 1910 г.
Hotel Weinzinger (здесь останавливался Гитлер в марте 1938-го, во время объявления аншлюса Австрии), Линц, Австрия, 1920 г.

10 из 13

Hotel Weinzinger (здесь останавливался Гитлер в марте 1938-го, во время объявления аншлюса Австрии), Линц, Австрия, 1920 г.

Hotel Weinzinger (здесь останавливался Гитлер в марте 1938-го, во время объявления аншлюса Австрии), Линц, Австрия, 1920 г.
Grand Hôtel de Dunkerque & Bains Léopold, Брюссель, 1860 г. Коллекционеры полагают, что это самый старый лейбл из сохранившихся

11 из 13

Grand Hôtel de Dunkerque & Bains Léopold, Брюссель, 1860 г. Коллекционеры полагают, что это самый старый лейбл из сохранившихся

Grand Hôtel de Dunkerque & Bains Léopold, Брюссель, 1860 г. Коллекционеры полагают, что это самый старый лейбл из сохранившихся
Grand Hotel, Антверпен, 1930-е гг.

12 из 13

Grand Hotel, Антверпен, 1930-е гг.

Grand Hotel, Антверпен, 1930-е гг.
Albergo Malibran (существует до сих пор, Cannaregio 5864), Венеция, 1930-е гг.

13 из 13

Albergo Malibran (существует до сих пор, Cannaregio 5864), Венеция, 1930-е гг.

Albergo Malibran (существует до сих пор, Cannaregio 5864), Венеция, 1930-е гг.

«Покажи мне свой чемодан, и я ска­жу, кто ты», – не­много самоуверенно говорил Гастон-Луи Вюиттон, внук основателя компании Луи Вюиттона, в 1921 году выпустивший книгу Voyage icono­gra­phique autour de ma malle («Иконографичес­кое путешествие вокруг моего чемодана», не без намека на знаменитое произведение Ксавье де Местра «Путешествие вокруг моей комнаты»). 


Hotel de Flandre, Брюгге, 1912 г.

К тому време­ни Гастон-Луи уже был знатным кофрокартистом – коллекционером гостиничных наклеек на чемоданы. И ему был понятен тайный язык швейцаров. По одному только чемодану швейцар мог узнать о клиенте все – вплоть до того, сколько чаевых он ему оста­вит. Ничего сверхъестественного – посредством наклеек швейцары роскошных отелей по всему ми­ру сообщали друг другу об осо­бен­ностях путешественников.
Стикер, расположенный, напри­мер, около руч­ки чемодана, оз­начал «очень щедрый клиент». Наклей­ка в верхней части уз­­кой и ко­роткой стенки – «новичок, без привычки к путешествиям». Она же в нижней – «ну достал!». Швейцары, естественно, не торопились выдавать свои секреты широкой публике, поэтому книга Вюиттона заставила не од­ного путешественника нервно оглядеть свои чемоданы в поисках предательских наклеек.

Сувениры

Точно назвать дату появления этих рекламных стикеров невозможно. Это произошло где-то в середине XIX века. Развитие железных дорог в Англии и появление первого турагентства – «Конторы Томаса Кука» (да-да, той самой: «Есть за границей контора Кука. Если вас одолеет скука и вы захотите увидеть мир...») – привели к возникновению более массового туризма, чем традиционные grand tour для аристократических недоро­слей конца XVIII века.

Путешественники любят демонстрировать свои трофеи, на этом и сыграл первый неизвестный изобретатель стикеров. Несмотря на развитие туризма, путешествия оставались уделом избранных, но как продемонстрировать всем, что ты объездил много стран, если магниты на холодильник (да и сами холодильники) еще не изобрели? Счастливчики ревностно обере­гали свои лейблы, подклеивая отрывающиеся уголки.

Самые первые наклейки по­явились в grands hotels – их вла­дельцы для пущего шика заказывали гравировальные доски с изображением своей гостини­цы, эти оттиски украшали всю бумажную продукцию – от рекламных буклетов до счетов. На самой старой из имеющихся в распоряжении коллекционеров наклейке изображен брюссельский Grand Hôtel de Dunkerque & Bains Léopold на улице Trois Tétes. В Брюсселе уже давно нет ни самого отеля, ни даже улицы, на которой он был расположен, но благодаря рекламному чутью его владельца мы точно знаем, как он выглядел.

Первые наклейки были чер­но-белыми, но довольно быстро владельцы отелей начали добавлять цвета – золотой, розовый, синий, зеленый. Обычно черно-белое здание отеля художник украшал затейливой цветной рамкой, где было написано на­звание отеля и его адрес. Другой тип наклеек – графичные, чаще всего эллипсы, с крупно напеча­танным названием гостиницы и города. Многие отели, заиг­­рывая с аристократией, заказывали наклейки в виде гербовых щитов. Затем мощный ветер ар-нуво проник даже в дизайн че­моданных стикеров. По наклейкам легко проследить, как од­ни художественные течения прихо­дили вслед за другими, как за­ви­тушки ар-нуво сменились графичными узорами ар-деко.


Путешествие на поезде «Ев­ропейский экспресс», 1926 г.

Belle Époque

История путешествий начала ХХ века, в золотой век туризма, когда путешествие еще было настоящим приключением, когда до Азии добирались несколько недель, из Парижа в Стамбул ездили на Orient Express, а в Нью-Йорк отправлялись на роскошных круизных лайнерах вроде Queen Mary, нашла свое отра­же­ние в книге Франциски Матте­о­ли World Tour. Более 800 чемоданных наклеек из коллекции Гастон-Луи Вюиттона впере­мешку с архивными фотографи­ями и открытками приг­лашают читателя в путешествие вокруг света, но не за 80 дней, а с 21 ос­тановкой. В каких гостиницах жили космополиты столетней давности на Ривьере, на лыжных курортах Шамони, Церматта или Санкт-Морица, во время «культурных вояжей» в Афины и Рим? Постепенно количество направлений увеличивается, ку­рорты множатся. Легендарные дворцы и отели на краю света притягивают клиентов, жаждущих экзотики, покоя или роскоши. И чемоданы рассказыва­ют о путешествиях своих хозяев в Марракеш, Асуан, Нью-Йорк. Названия легендарных отелей – Mamounia, Bristol, Angleterre, Barbizon-Plaza – звучат как музыка, а облепленный наклейками чемодан становится партитурой.


Первый трансатлантический рейс лайнера Queen Mary, 1936 г.

Конец прекрасной эпохи

Но как развитие одних средств передвижения породило эти небольшие pieces of art, так распространение других видов транспорта убило их.

В 1936-м во Франции, а за­­тем в Бельгии и нескольких дру­гих странах был принят закон об оп­лачиваемом отпуске. Вследствие этого резко увеличился спрос на менее рос­кошные гос­тиницы. Впрочем, новая порода туристов тоже была не прочь ук­расить свои чемоданы. К тому времени все владельцы отелей осознали рекламный потенциал стикеров: совершенно бесплатно путешест­венники возили по ми­­ру на сво­их чемоданах рекламу их гостиниц, и после Второй ми­ро­вой войны типографии не ус­певали печатать эти лейблы – каждый заху­далый постоялый двор считал себя обязанным прицепить свое имя на багаж клиента. Дизайн они иногда «одалживали» у своих более роскошных старших со­бра­тьев, а иногда заказывали явно местным художникам (эти образцы «наивного искус­ст­ва» тем не менее тоже заслуживают вни­мания). Увы, как лю­бое искус­ст­во, став массовым, оно перестало быть искусством. Да и эра не­спешных путешествий закончилась. Пришла эпоха самолетов с ее автоматизмом и без­ответст­венными грузчика­ми – стикеры выдерживали не бо­лее двух-трех перелетов.

Несколько лет назад в Поль­ше попытались возродить тра­ди­цию. Совет по туризму заказал известному художнику Анджею Понговскому изображение Кракова с надписью «Краков навсегда останется в моем сердце». Выпустили по четыре тысячи наклеек на польском и англий­с­ком языках, раздавали почти во всех отелях и хостелах города, но, несмотря на талант художника, от них веяло подделкой...

Francisca Mattéoli, World Tour. Vintage Hotel Labels from the Col­lection of Gaston-Louis Vuitton. Ed. Xavier Barral, 2012.


первая полоса

Декабрь-Январь 2016-2017

Подпискана CN traveller

Первые 30 подписчиков на 6 номеров получают реконструирующее средство для волос с маслом иланг-иланга от Secret Professionnel by Phyto.

подписаться

Цифровыевыпуски
CN traveller

facebook

CN Traveller
в Facebook

vkontakte

CN Traveller
в Vkontakte

Twitter

CN Traveller
в Twitter

youtube

Видео-канал
cn traveller

instagram

CN Traveller
в instagram

Instagram
google+

cn traveller
в google+