You are viewing the Russian CN Traveller website. If you prefer another country’s CN Traveller website, select from the list

путешествие Активный отдых

Гид по лучшим яхтенным маршрутам и маринам

Журналист и знаток яхт Александр Кулиш — о том, как правильно составить маршрут морского путешествия и куда лучше причалить

Александр Кулиш

 

Яхтинг всегда стремится к предсказуемости. Владельцы яхт и их гости хотят быть уверенными, что не попадут в шторм, а если попадут, то смогут пережить его с комфортом. Именно поэтому авангардный дизайн лодок можно найти только на бумаге: владельцы их не заказывают, предпочитая надежные варианты. Точно так же обстоят дела и с круизными маршрутами.

Классика моторного яхтинга — это круиз из Сен-Тропе в Канны, Антиб, Монако, Портофино с заходом на Корсику, Сардинию, на Капри и Искью и иногда на Сицилию.

Заплати налоги и плыви спокойно

Моторный яхтинг — дорогое удовольствие, и редкий владелец может позволить себе отправиться в круиз, который ему в итоге не понравится. В отличие, скажем, от парусного яхтинга, представляющего собой параллельную реальность. Владельцы таких яхт куда больше склонны к поиску приключений, они чаще всего сами стоят у штурвала и получают удовольствие от круиза в любую погоду. Они берут на себя ответственность за выбор маршрута и не имеют претензий, если что-то пошло не так. Пассажиров же моторных яхт в неудачном круизе можно сравнить с посетителями дорогого ресторана, которым не нравится обслуживание и еда. Вот почему от классической схемы «зима на Карибах, лето в Средиземноморье» отходят лишь те, кто пресытился предсказуемым отдыхом и ищет чего-то нового.

Марина Porto Montenegro

Классика моторного яхтинга — это круиз из Сен-Тропе в Канны, Антиб, Монако, Портофино с заходом на Корсику, Сардинию, на Капри и Искью и иногда на Сицилию. Конечно, в рамках этого маршрута возможны вариации: одни причалят к острову Эльба, другие решат поужинать на материке в Пунта-Ала. Мир яхтинга стал бы бесконечно скучным без импровизаций.

Впрочем, на импровизации яхтсмена подталкивает не только пресыщенность, но и законы и налоги. В Европе, в зависимости от типа лодки и маршрута, придется заплатить НДС на чартер практически везде — цифра варьируется от 9,2 до 22 % стоимости чартера. «Например, если чартер происходит только во французских водах, то НДС составит 20 %, — говорит София Орлицкая-Капниас, совладелец ABBERLEY Luxury Yachts & Services. — А если яхта выходит в международные воды на расстояние в 12 морских миль от границы и это можно доказать, то налог снижается до 10 %».

Подобный налог в Италии и Франции был введен в последние годы к неудовольствию желающих зафрахтовать яхту, не понимающих, почему они вдруг должны платить больше, чем раньше. Нельзя сказать, что это отвадило любителей яхт от Лазурного Берега и они ушли в другие воды только по финансовым причинам. Но вопрос «за что я плачу?» заставил многих вспомнить, что существуют Хорватия, Греция, Турция — страны, где налог меньше или его вовсе нет и где круиз может быть ничуть не хуже.

Хорватия — не бюджетная замена Лазурного Берега, а самодостаточное направление

Помимо интереса к новым маршрутам у истории с налогом есть и другой положительный момент. Европа стремится к унификации морских законов. В прошлом году очередь дошла до Испании, которая пересмотрела, наконец, закон, на целое десятилетие заморозивший чартер в этой стране. Раньше в Испании действовал регистрационный налог: владельцы яхт длиннее 15 метров в случае их коммерческого использования должны были платить сбор 12 % от стоимости яхты.


Это привело к тому, что 94% чартерных лодок в Испании короче 15 метров. Чартерные брокеры, правда, знали, как этот закон обойти: для круиза по Балеарским островам пассажиры должны были подняться на борт во Франции, в ближайшем к Испании порту Баниель-сюр-Мер, и закончить путешествие тоже не в испанских водах. Но все это было сопряжено с неудобствами — путешествием в неинтересный Баниель-сюр-Мер, долгим и тоже не слишком интересным круизом до Ибицы и обратно, бессмысленным сжиганием дорогого топлива.


Теперь налог отменен, и можно начинать круиз хоть на Ибице, хоть на Майорке, заплатив НДС на чартер. Впрочем, это правило действует не для всех яхт, а только для обладательниц европейского флага. Остальные, как и прежде, не могут начинать и заканчивать чартер в Испании. Суперъяхт под европейским флагом пока не так много (их чаще регистрируют в офшорах вроде Каймановых или Британских Виргинских островов), но яхтинг стремится к прозрачности, а офшоры все больше становятся дурным тоном.

Port Adriano

Хорватия рубль бережет

Хорватская Далмация с ее тысячей островов всегда была хороша для яхтинга, но в последние годы он здесь расцвел. Это редкое место в Европе, где НДС на чартер можно вообще не платить, если прийти в хорватские воды с территории соседней Черногории. Этот факт объясняет феномен марины Porto Montenegro: яхтсменов привлекает не только красота Которского залива, но и то, что это самый удобный порт, где можно начать путешествие в Хорватию, заправившись беспошлинным топливом.

О том, что Хорватия — не бюджетная замена Лазурного Берега, а самодостаточное направление, можно судить по калибру яхт, приходящих в ее воды. В августе 2014, в Дубровнике находилась яхта Романа Абрамовича Luna — не иначе как отправилась по следам героев «Игры престолов» (Дубровник там изображал город, в котором происходит действие сериала).

Впрочем, и помимо Дубровника в Хорватии есть на что посмотреть. Голубая пещера на острове Бишево, клубы Хвара, водопады Крка, похожие на лабиринт проливы между островами архипелага Корнаты — это малая часть того, что стоит увидеть в хорватском круизе. Еще один приятный момент заключается в том, что в Черногорию возвращаться не надо: круиз можно закончить где угодно в Хорватии и даже дойти до Венеции.

Турецкий гамбит

Еще одно яхтенное направление с давними традициями, которое вдруг приобрело международную популярность, — это Турция. Все побережье от Анталии до Бодрума — маршрут под названием Blue Voyage, предназначенный для круизов на традиционных деревянных лодках гулетах. Название «Голубой вояж» придумал писатель-диссидент Джеват Шакир Кабаагачлы, сосланный сюда в 1920-е и с удивлением обнаруживший вместо культурной пустыни следы античной цивилизации, ликийские гробницы и руины амфитеатра в Книде.

Спустя полвека, воспользовавшись этим определением, переводчица Гомера и любительница гулетов Азра Эрхард написала книгу Blue Voyage. С тех пор эти два слова написаны на дверях любой компании, которая занимается круизами на гулетах.

Но не одними гулетами богат турецкий яхтинг: здесь появились и суперъяхты. Произошло это не только потому, что в Турции их успешно строят, но и благодаря отсутствию НДС на чартер. Закон здесь такой: если чартер яхты под иностранным флагом начинается в Турции, она должна покинуть турецкие воды и зайти в любой иностранный порт, а потом вернуться. В этом случае оплачивается лишь таможенный налог — $30 за каждый метр судна.

Эти правила объясняют постепенное превращение Бодрума в яхтенную столицу Турции: отсюда можно попасть на греческий остров Кос примерно за час, а за несколько часов дойти до Родоса. Поэтому в Бодруме появились джетсеттерские точки: клуб Billionaire, ресторан Cipriani, а в расположенном на полуострове Датча D-Hotel Maris ресторан Zuma, — и по всему побережью — марины и яхт-клубы нового поколения.

 

Учение Аристотеля

Налог на чартер в Греции можно не платить вообще, если начать и закончить путешествие, скажем, в Турции. «Но это имеет смысл только в том случае, если есть желание посмотреть Турцию и Грецию одновременно, — считает София Орлицкая-Капниас. — Если же хочется отдохнуть только в Греции, лучше арендовать яхту под греческим флагом, заплатить НДС по самой низкой в Европе ставке 9,2 или 11,5 %, в зависимости от класса яхты, и не тратить время и горючее на транспортировку яхты в другое место ради того, чтобы избежать налога: в итоге экономия получится довольно сомнительная».

Тем более что в Греции есть несколько групп островов, и если архипелаг Додеканес (острова Кос, Родос, Сими) расположен действительно очень близко к Турции, то до Киклад (Миконос, Парос, Милос, Санторини) путь от Турции будет куда более долгим. Острова Саронического залива (Порос, Спеце, Гидра) находятся совсем близко от Афин, а для круиза к Ионическим островам (Кефалиния, Левкадия, Корфу) и вовсе надо пройти Коринфский канал и залив, чтобы оказаться к западу от Пелопоннеса.

Любое из этих путешествий займет не меньше недели. «У нас есть немало клиентов, которые впервые арендовали яхту в Греции просто для разнообразия, пресытившись Лазурным Берегом, — говорит София Орлицкая-Капниас. — Теперь многие из них до сих пор каждое лето открывают для себя новые греческие острова». Действительно, если греческие круизы были хороши для Аристотеля Онассиса, то чем они хуже для современных яхтсменов?

Северный путь

Норвежские воды никак нельзя назвать яхтенным мейнстримом, что не уменьшает их привлекательности для тех, кто пресытился Лазурным Берегом. Минус такого круиза очевиден: северные моря никогда не прогреваются как следует для купания. А из плюсов — нетронутая красота фьордов, которыми можно любоваться в одиночестве: туда приходит не так уж много яхт.

Самые эффектные маршруты — в южных фьордах, к примеру, путь из Бергена в Восс (тот самый, чьим именем названа минеральная вода Voss). За полярным кругом фьорды не менее прекрасны, однако свидетелями их аскетичной красоты становятся совсем уж немногие яхтсмены. Вилена Павлова, представитель в России английской компании по продаже и аренде яхт Burgess, рассказывает: «Фьорды, как и почти вся Скандинавия, коварны, полны сложных течений и мелей, о которых не сможет предупредить ни одна карта. Поэтому в такие круизы рекомендуется брать местных проводников или как минимум предварительно посоветоваться с ними».

Еще одно преимущество норвежских круизов — отличная рыбалка, правда, на нее нужно получать лицензию. Эту заботу берет на себя чартерный брокер, но это дело не одного дня: рыбалка в Норвегии квотируется, и если заранее не позаботиться о квотах, перекупить их потом крайне сложно.

Карибы без кризиса

Европейский сезон заканчивается в сентябре. Если небольшие парусные и моторные яхты остаются зимовать в Средиземноморье, то суперъяхты всегда уходят в другие воды — прежде всего в Карибское море. Иногда своим ходом, но чаще на специальных баржах: так дешевле и безопаснее.

Сезон на Карибах начинается в ноябре, сразу после того, как стихают штормы и ураганы. Зимнюю прописку яхты чаще всего находят во Флориде — в Форт-Лодердейле, Майами, Палм-Бич. Оттуда они отправляются на Сен-Барт и Антигуа, Виргинские острова, Доминику и Сент-Люсию.

Сен-Барт среди яхтсменов по-прежнему вне конкуренции. Хотя размер порта здесь давно уже не соответствует размеру яхт, которые приходят на остров, любителей яхтинга это не смущает: они бросают якорь в заливе и добираются до берега на тендерах. Зато на Сен-Барте, как нигде на Карибах, развита индустрия роскоши: лучшие частные виллы и отели высшей лиги. К тому же французское колониальное влияние благоприятно сказалось на качестве ресторанов.

 

Риф не для начинающих

На Большом Барьерном рифе встречаются яхты, в основном принадлежащие австралийским владельцам. Европейский флот перегонять сюда невыгодно, австралийские яхты не ходят в Европу: расходы на топливо делают затею бессмысленной. А для хорошего впечатления от Большого Барьерного рифа яхта и правда необходима. Мой личный опыт снорклинга без яхты на рифе недалеко от острова Гамильтон был удручающим. Это был групповой круиз на риф, и людей в воде было больше, чем рыб и цветных кораллов.

Такие яхты, как катамаран Seafaris, специально построенный для круизов по Большому Барьерному рифу, привозят пассажиров в места, где нет больше никого — к северу от Кэрнса: на Опал-Риф, Испейп-Риф, Риббон-Риф, а также острова Лизард, Стэнли. Подводный мир там активен и многоцветен.

Круиз по Мальдивам — лучшего места для снорклинга и дайвинга не придумать

Недальний Восток

В ноябре начинается сезон и в другой части света — в Индийском океане. Сюда после средиземноморского сезона приходят те яхты, у владельцев которых есть недвижимость в Таиланде, на Бали, на Мальдивах или на Сейшелах, и они обычно не против сдать свои лодки в чартер.

Круиз по Мальдивам, возможно, не так интересен с точки зрения ландшафта: все острова плоские и похожи друг на друга. Зато лучшего места для снорклинга и дайвинга не придумать, к тому же на каждом острове есть хороший ресторан — гастрономия на Мальдивах переживает небывалый подъем. Хотя приятнее всего даже не именитые рестораны, а пикники на необитаемых островах со скамейками и столами, врытыми прямо в песок.

В последнее время становятся все более популярными круизы по Андаманскому морю в водах Мьянмы, которые раньше были закрыты для иностранных яхт. Эта малоисследованная территория привлекает яхтсменов своей неиспорченной красотой. Правда, и сейчас на борт нужно брать проводника — сотрудника госбезопасности страны. Хотя, по отзывам одной знакомой мне пары, решившей отпраздновать свадьбу на необитаемом острове Нгамен, без проводника в водах Мьянмы действительно не обойтись: в их случае именно он убедил местных цыган на время освободить остров для свадебной церемонии.

В поисках приключений

Есть и особый тип моторных яхт — эксплореры. Их владельцев интересуют не столько солнечные ванны и роскошные рестораны на берегу, сколько возможность увидеть что-то новое, причем желательно то, что можно рассмотреть именно с воды. На эксплорерах можно отправиться практически в любые акватории, а если они имеют классификацию Ice (корпус защищен от обледенения), им открыт путь даже в Арктику или Антарктику. Обычно это довольно медленные суда, зато у них самый большой запас хода без дозаправки (порядка 7500 морских миль), внушительный резервуар пресной воды и огромные холодильные камеры.

Традиционно считалось, что эксплореры — не роскошные яхты, для них главное — технические характеристики, поэтому они могут выглядеть не сильно привлекательнее куска железа. Однако в последние годы даже эксплореры стали элегантнее —среднеразмерные Big Fish или Sofia выглядят так же хорошо, как и традиционные яхты. А 73-метровая Laurel — вторая по величине частная яхта, построенная в США, — ходила на Аляску, к ледникам Патагонии, обогнула мыс Горн.

«При круизе в такие регионы надо быть готовым к отсутствию мобильной связи, там даже со спутниковой бывают проблемы, — говорит Вилена Павлова. — Зато это места редкой красоты. Чего стоят хотя бы ледники в конце фьорда Трейси Арм на Аляске! Медведей здесь можно увидеть, просто медленно проходя на яхте вдоль берега. А рыбалка на Аляске даже лучше, чем в Норвегии: здесь водятся лосось, палтус, крабы в неограниченных количествах. Лучшее время для яхтинга у берегов Аляски — июль. Правда, выбор хороших лодок здесь небольшой из-за строгого контроля со стороны властей США».

первая полоса

Декабрь-Январь 2016-2017

Подпискана CN traveller

Первые 30 подписчиков на 6 номеров получают реконструирующее средство для волос с маслом иланг-иланга от Secret Professionnel by Phyto.

подписаться

Цифровыевыпуски
CN traveller

facebook

CN Traveller
в Facebook

vkontakte

CN Traveller
в Vkontakte

Twitter

CN Traveller
в Twitter

youtube

Видео-канал
cn traveller

instagram

CN Traveller
в instagram

Instagram
google+

cn traveller
в google+