You are viewing the Russian CN Traveller website. If you prefer another country’s CN Traveller website, select from the list

путешествие На пляж путешествие В город

Индийский синдром: что это такое и как с этим бороться

Поехать, чтобы... не вернуться

Каждый год тысячи путешественников отправляются в Индию с целью духовного обогащения. Некоторые находят то, что хотели, другие уезжают домой, ничуть не изменившись, третьи настолько глубоко погружаются в поиски себя и Бога, что это их... убивает. Condé Nast Traveller попытался понять, почему так происходит. 


Джонатан Споллен, 28-летний ирландец, пробо­вал строить карьеру журналиста-международника, ра­­ботал репортером в каирском отделении The Daily Star, редактором в The National в Абу-Да­би, а затем в гонконгском бюро The Inter­national Herald Tribune... Пока в октябре 2011 года после расставания со своей девушкой не отослал домой в Дублин ноутбук и не забронировал би­лет в Катманду, Непал, отку­да перебрался в Индию. Он уже был здесь однажды, учился у 80-лет­него йога по имени Прахлад Джани (утверждающего, что его познания в древних искусствах позволили ему обходиться без еды в тече­ние 70 лет), но на сей раз Споллен бродил по стране без особой цели. Посе­тил святой город Варанаси, а оттуда отправился в Ришикеш, мировую столицу йоги, предварительно позвонив матери и сообщив ей, что планирует провести там две-три недели. Она попросила его не ездить туда в одиночку, но он объяснил ей, что в этом и заключается смысл заду­манного путешествия. «Здесь все дело в душе», – сказал он. С тех пор о нем ничего не слышали.

Спустя три недели после разговора с сыном ро­дители забеспокоились, что тот не звонит, попытались с ним связаться и, поняв, что это невозможно, разместили пост на форуме IndiaMike.com. Со­об­щение содержало фотографию Джонатана, информацию о его последнем месте пребывания и просьбу: «Пожалуйста, это касается всех без иск­лючения, поддерживайте регулярную связь со своими семь­ями. Даже если родные не говорят вам об этом напрямую, они очень переживают!» Несколько дней спу­стя отец Споллена, Дэвид, вылетел в Ри­шикеш, чтобы организовать поиско­вую группу.


Ришикеш, Индия

В середине марта у водопада в нескольких километрах от Ришикеша были обнаружены паспорт Споллена и его рюкзак. Члены сообщества India­Mike напечатали плакаты о поисках без вести пропавшего и расклеили их на домах, столбах и деревьях вдоль дорог так на­зыва­емого Banana Pancake Trail – туристического мар­шрута, идущего от Гоа до Ханоя, но все их усилия ни к чему не привели. На сегодняшний день на пост родителей Споллена пришло более двух тысяч комментариев. Некоторые полагают, что он мертв, другие склоняются к тому, что он принял решение отказаться от своей предыдущей жизни и живет где-то в горах один или как член какой-нибудь секты. Но и те и другие соглашаются, что, как бы то ни было, причиной тому является его «стремление к одухотворенности».



Подобное случалось и прежде: пресса немало писала о Райане Чемберсе, 21-летнем австралийце, пребывавшем в поисках бога, который посетил несколько ашрамов, прежде чем навсегда исчезнуть из Ришикеша в 2005-м, оставив в гостиничном но­мере паспорт, бумажник, мобильный телефон и записку: «Если меня не станет, не волнуйтесь. Я не мертв, я освобождаю умы. Но сначала я должен освободиться сам». Множество паломников так же попадают в плен (сначала очарования, а затем и реальный) ненастоящих гуру, которые, соб­лазнив их разговорами о духовности, опустошают их банковские счета. В марте 2012 года, спустя неделю после исчезновения Споллена, непальская полиция освободила 35-летнюю словачку, которая провела два месяца в плену у человека, утвержда­вшего, что он является перевоплощением Будды. Ниру Гарг, начальник окружной полиции города Дехрадун, говорит относительно продолжающего­ся расследования исчезновения Споллена: «Мы также прочесываем ашрамы и расспрашиваем монахов в близлежащих районах».

То, что случилось с Джонатаном, можно назвать восточной версией событий, опи­сан­ных в книге Джона Кракауэра «В диких ус­ловиях», которая вышла в 1996 году и по которой в 2007-м снял одноименный фильм Шон Пенн. Это была реальная история Кристофера Маккэндлесса – молодого человека из весьма обеспеченной семьи, который, отвергнув материальные ценности современного общества, стал бродягой, на протя­жении двух лет скитался по США и Мексике, пока наконец не оказался на Аляске, где поселился в старом сломанном автобусе и вскоре умер...


Истории подобных идеалистов полны романтических фантазий о далеких землях, которые вынуждают их отправляться в такого рода странствия. Сам Споллен в апреле 2010-го опубликовал в The National репортаж о нескольких днях, прове­денных им в крестьянской семье в Кашмире, суть которого отражает фраза: «Самые простые вещи оказываются наиболее захватывающими... Я пришел в восторг от их жизни. И как ни странно, захотел почувствовать к этому сопричастность».

На Споллена действительно оказала огромное влияние сама Индия. «Он всегда прояв­лял интерес к проблемам духовности», – заявил на India­Mike.com друг Споллена по колледжу. А отец Джоната­на признался в интервью одной ирландской газете, что поездка открыла ему на многое глаза: «Время от времени мне начинало казаться, что я ищу кого-то, совер­шенно отличного от родного сына. Внезапно я обнаружил, что в его жизни мог присутствовать некий духовный аспект, о котором мы с его матерью даже не догадывались...» Конечно, этим нельзя полностью объяснить причину исчезнове­ния молодого человека. Однако это добав­ляет красок образу пылкого любителя йоги, медитации и восточного образа мыслей, который готов отправиться в бесконечное путе­шествие, нацеленное на духовное просветление.

 


Варанаси, Индия

Сегодня Индия – страна с одной из самых быстро развивающихся экономик, член «ядерного клуба» и мировой центр ком­пьютерных тех­ноло­гий, но, несмотря на все это, у большинства она все равно про­должа­ет ассоциироваться прежде всего с йогой и ме­дитацией. Именно за этим сюда стали ездить еще в конце XIX века, а уж после то­го, как в 1968-м The Beatles в пол­ном сос­таве прибыли в Ришикеш изучать медитацию к Ма­хари­ши Ма­хе­шу Йо­ги, началось массовое помешательство на Индии. В 2010 году в этой стране побывало почти 5,8 млн человек. Примерно четверть из них – в штате Ут­та­рханд, где расположен Ришикеш, с целью посетить религиозный центр, где осваивают философию индуизма, медитацию, йогу. 

Очень многие увлекаются рассказами о физио­логических возможностях йогов – таких как спо­соб­ность парить над землей, плавить лед теп­лом своего тела, дышать в течение месяцев, будучи заживо погребенными, – полагая, что тоже могут их обрести. Желание стать сверхчеловеком – на фо­не культурного шока, эмоциональной изоля­ции и физических нагрузок – любого может сбить с толку. На вид нормальный человек однаж­ды утром встает с кро­­­вати, утверждая, что у него открылся третий глаз, что он обнаружил кон­тинент Лемурия или что конец света почти наступил. Большинство затем приходит в себя, но некоторые теряют рассудок. Кто-то исчезает или даже умирает. 

У этого психоза есть название – индийский синдром. В 2000 году француз Режи Эро даже издал книгу об этом явлении, Fous de l’Inde, «Помешанные на Индии», где описал собственный опыт штатного психиатра французского консульства в Мумбаи, где ему пришлось лечить множество соотечественников, чьи путешествия закончились самым трагическим образом. «Во многом виновата бушующая фантазия, – объ­ясняет он. – Синдром Индии часто поражает людей из развитых стран Запада, которые нуждаются в культурном про­странстве, чистом и экзотичном, где еще сохранились реальные цен­ности. Они как будто становятся путешественни­ками во времени».



Непривычная среда действительно способна ввести в состояние краткосрочного помешательства. Еще в 1817 году французский писатель Стендаль описал воздействие на него флорентийского искусства, а полтора столетия спустя психиатр Грациэлла Магерини ввела термин «син­д­ром Стендаля», также именуемый флорентий­ским синдромом, наблюдая пациентов, испытывающих слабость, головокружение, даже галлюцинации после посещения этого итальянского города. 

Ни синдром Стендаля, ни индийский синдром не поименованы в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам», издаваемом Американской психиатрической ассоциацией, используемом специалистами по психическому здоровью и содержащем клинические критерии для диагностики психических заболеваний, но многие доктора тем не менее убеждены в их существовании. Калья Сачдев, главный врач частного госпиталя в Нью-Дели, заявляет, что в его больницу в год попадает приблизительно 100 сошедших с ума человек, многие из которых практико­вали йогу круглосуточно. «Есть физическая сторона йоги и есть экстрасенсорная, и иногда люди неправильно ее усваивают», – объясняет он. В этом случае рекомендация врача довольно-таки проста: отправиться как можно быстрее домой. «Люди попадают к нам с острыми психопатическими симптомами, – говорит Сачдев. – Но как только они поднимаются на борт самолета, их состояние стабилизируется». Сунил Миттал, глава психиатрического отделения Института психического здоровья и бихевиоризма в Нью-Дели, недавно даже прибег к помощи полиции, чтобы выслать из страны американку, которая отказывалась покидать ашрам. Где, по словам Миттала, она танцевала стриптиз каждую ночь во внутреннем дворе и была неоднократно замечена «в состоянии транса». 


Но зачастую требуется большая помощь, неже­ли просто покупка обратного билета. Эро, который уже покинул Индию и теперь практикует в Париже, недавно столкнулся с 30-летним французским путешественником, на вид с устойчивой психикой, который приобрел манию преследования после по­сещения святого города Пушкар. Оттуда он сбежал в Мумбаи, где и был найден в бреду, бормочащим что-то о сайентологии, которая велела ему отстраниться от общества. По возвращении домой в Па­риж его дважды обследовали, а затем он провел четыре года, отказываясь покидать стены своего дома. «Он пребывал в состоянии психического расстройства, вызванного поездкой в Индию», – говорит Эро, добавляя, что после консультаций у врача его состояние улучшилось. Психиатр выдвинул предположение, что у пациента, возможно, разви­лись бы те же самые проблемы, даже если бы он никогда не уезжал из Франции, но усугубилось его состояние именно там. «Важно понимать, что зачастую мы сходим с ума в Индии, пото­му что ее культура слишком отлична от нашей, – замечает он. – Однако это вовсе не означает, что мы всегда были психически нездоровы».

Печальный случай произошел с техас­цем Гарри Стивенсоном – он присоеди­нился к агори, представители которой демон­стрируют пол­ный отказ от физи­ческих и материальных благ, бросая вызов страху смерти своей жизнью (в переводе с санскрита агори означает «бесстрашный»), живут в местах погребения, обмазывают тела пеплом и используют человеческие черепа как чаши для питья... Явилась ли Индия причиной потери им самообладания или он еще до поездки был эмоционально нестабилен? Узнать это наверняка невозможно. 



Варанаси, Индия

Впрочем, существует и письменное – хоть и опосредованное – доказа­тельст­во того, что и нормальный человек может пострадать от индийского синдрома. Это дневник 21-летней американки (назовем ее Эмили), на одной из последних страниц которого значится: «Боюсь, что, осознав это, я сой­­ду с ума». Записи предшествовала поездка в группе студентов по духовным цент­рам Дели, Варанаси и Дхарамсалы. Кульмина­цией тура стала медитация в городе Бодх-Гая, где Будда достиг просветле­ния. Поза лотоса, в кото­рой молодым людям приходилось проводить по несколько часов в день, давалась Эмили без особого труда (девушка занималась пилатесом со средней школы), да и обет молчания она легко продержала, посвящая все свободное время тому самому дневнику. 

Первые семь дней студенты главным образом делали дыхательные упражне­ния и слушали лекции о кармическом цикле смер­ти и возрождения. А на восьмой преподаватель попросил учеников представить себе, что они мертвы, что их тела – мешки с экскрементами, объяснив, что это упражнение направлено на то, чтобы помочь им развить экстрасенсорные способности, которые они смогут использовать, находясь под угрозой реальной смерти. (Подобное может показаться экстремальным, хотя в тибетском буддизме пошли еще дальше: например, практика, известная как чод, проводится в уединенных и пустынных местах вроде пещер, горных вершин и на кладбищах, предполагая медитацию над трупом.). В тот день Эмили написала в дневнике аккуратным почерком: «Рассмотрение моей собст­венной смерти является ключом ко всему». А вечером, когда оста­льные сту­денты болтали в медитационной комнате, поднялась на кры­шу, обмотала шарфом лицо и прыгнула вниз. По­следней записью в дневнике стало: «Я бодхисатва, просветленное существо». 


Пушкар, Индия

С чего бы такой совре­менный, разумный и, су­дя по всему, образованный человек, как Эми­­­ли, внезапно становится настолько неадекватен, что решает покончить с собой?! Психологические сложности, которые она могла испытывать, пребывая в новом и незнакомом для себя окруже­нии, безусловно, могли усугубиться под влиянием интенсивной медитации, считают врачи. Начиная с 60-х годов медитация, являющаяся частью духовной практи­ки во многих религиозных традициях, особенно в буддизме и индуизме, заинтересовала европейцев и американцев и сейчас довольно широко применяется как психотерапевтическое средство для снятия психического напряжения, физической боли и даже как метод борьбы со стрессом. Понятно, что одними лишь врачами и клиниками дело не ограничивается – книжные магазины запол­нены руководствами по использованию медита­ции, в том числе как способа самопознания и само­совер­шенствования, а интернет – объявлениями типа: «Медитация для вас! Спокойствие, быстрое расслабление и восстановление сил!»

Увы, негативным и даже разрушительным побочным эффектам медитации внимания уделяется гораздо меньше, да и обсуждаются они в обществе значительно реже. А тем временем люди, недавно приступившие к занятиям ею, нередко описывают свои ощущения как неприятные, пугающие: им начинает казаться, что предметы вокруг них движутся, а стены помещений меняют цвет. Самосозерцание, которое является одной из целей медитации, может вызвать чувство тревоги, страха, даже паранойи. Нейро­биолог Виллоуби Бриттон из уни­верситета Брауна, изучающий воздействие медитации на мозг, выяснил, что многие, ее практикующие, также часто слышат звуки, не поддающиеся конт­ролю. Бриттон не исключает, что подобный опыт, который некоторые исследователи именуют «темная ночь», может довести до психического расстройства. Управляемая же визуализация – вроде той, которой подверглась Эмили, – вполне могла вызвать еще более резкую реакцию.



Индийского синдрома могло вообще не существовать, если бы не усиленный «марке­тинг» восточных культур и религий на За­паде, за что следует поблагодарить... русскую путешественницу, писателя и философа Елену Пет­­ровну Блаватскую. С 1848 по 1875 год она совершила практически трехкратное кругосветное путешествие и в общей сложности провела более семи лет на Тибете, изучая в том числе оккультизм. В 1875 году она основала в Нью-Йорке Теософское общество (штаб-квартира которого позже была перенесена в Индию, в город Адьяр), среди целей которого было: способствовать изучению арийских и других писаний, мировых религий и разных наук, отстаивать важность значения древних азиатских источников, принадлежащих к брахманистской, буддийской и зороастрийской философии, а также исследовать скрытые тайны природы во всевозможных аспектах и в особенности психические и духовные способности, скрытые в человеке.

Безусловно, множество современных практиков медитации действительно стремятся к само­познанию, но некоторые из них надеются открыть в себе что-то сродни способностям Люка Скайуокера (кстати, множество поклонников «Звездных войн» полагают, что прототипом Йоды является далай-лама). В «Йога-сутре» – базовом тексте индийской философской школы, который можно найти почти в каждой студии йоги в мире, – целый раздел отведен культивации сверхъестественных способностей. В других книгах говорится не только о физических достижениях йогов, но также об умственных, таких как, например, разговоры с умершими. А трансцендентальная медитация гарантирует, что те, кто серьезно и вплотную занимаются йогой и достаточно хорошо умеют концентрироваться, смогут даже подняться – в прямом смысле слова. В Международном университете Махариши (МУМ) в Айове утверждают, что практикуют левитацию – Махариши Махеш Йоги однажды сказал, что это удалось тысячам его последователей. Так что легко понять, почему новичок может воспринять то же движение предметов вокруг него как некий знак. Посчитать, что наделен сверхъестественными способностями и даже поверить, что стал божественным существом. Кстати, этим отчасти можно объяснить и заявление Эмили о том, что она является бодхисатвой.

Как известно еще со времен Шекспира, грань между стремлением к духовному совершен­ствованию и безумием является очень тонкой. Так что будьте осторожнее! Все продолжаю­щая расти популярность восточных практик на Западе за­ставляет гуру в Индии и других странах знакомить своих жаждущих все большего и большего учеников с такими техниками, к которым те ментально могут быть совсем не гото­вы. Так, наряду с обетом молчания, подобным тому, что выдержала Эмили, в ритритах уже предлагают более длительные его версии, состоящие из месячного курса по десятичасовой молчаливой медитации в день, которые, как объявляется, могут посещать люди с любым уровнем опыта и даже его отсутствием.



Пушкар, Индия

Отец Джонатана Споллена давно вернулся домой, но все еще продолжает поиски сына, поддерживая свой веб-сайт, посвященный его пропаже, и зарегистрировавшись в твиттере (@FindSpollen). Частота постов на сайте IndiaMike с тех пор, безусловно, снизилась, но недавно один пользователь вдруг выра­зил свое глубокое убеждение в том, что Споллен до сих пор «скрывается где-то в Гималаях в поисках духовного спасения» и вернется к своей семье только тогда, когда найдет то, что искал. На сегод­няшний день все, что осталось от Сполле­на, – это его история в онлайн и объявление о без вес­ти пропавшем, которое все еще можно посмот­реть на сайте FindSpollen.com. Там есть две фотографии молодого ирландца. На одной – «до» – улыбающийся молодой мужчи­на с веселыми глазами, на другой – «после» – изможденный человек со взглядом, устремленным внутрь себя. Или все же в будущее?



Психфактор: города, которые могут свести с ума

Флорентийский синдром

Также известный как синдром Стендаля – болезнь, которая настигает посетителей городов с огромной концентрацией искусства, таких как Флоренция. Люди бывают так сильно поражены красотой вокруг них, что начинают испытывать галлюцинации, головокружение и слабость, у них ускоряется сердечный ритм. Некоторые даже нуждаются в госпитализации и антидепрессантах. 

Иерусалимский синдром

В одном из эпизодов «Симпсонов» Гомеру, побывавшему в священном городе, начинает казаться, что он мессия, который объединит христиан, мусульман и евреев, и они станут, как он выражается, chrismujews. Реальный турист также вполне может вообразить себя здесь воплощением какого-либо библейского героя.

Парижский синдром

Наиболее подвержены этому недугу японские туристы, когда вдруг обнаруживают, что Город света далеко не такой, каким он им раньше представлялся, и что парижане могут быть совершенно безразличны к посторонним. Физические признаки болезни такие же, что и при флорентийском синдроме, но иногда включают и острое чувство преследования. 

Стокгольмский синдром

Этот не столько расстройство, сколько реакция человека на сильно травмирующее психику событие. Термин описывает симпатию, возникающую у жертвы к агрессору в процессе похищения. Есть также «обратная» версия – синдром Лимы, при котором у похитителя развиваются теплые чувства к заложникам.


первая полоса

Декабрь-Январь 2016-2017

Подпискана CN traveller

Первые 30 подписчиков на 6 номеров получают реконструирующее средство для волос с маслом иланг-иланга от Secret Professionnel by Phyto.

подписаться

Цифровыевыпуски
CN traveller

facebook

CN Traveller
в Facebook

vkontakte

CN Traveller
в Vkontakte

Twitter

CN Traveller
в Twitter

youtube

Видео-канал
cn traveller

instagram

CN Traveller
в instagram

Instagram
google+

cn traveller
в google+