You are viewing the Russian CN Traveller website. If you prefer another country’s CN Traveller website, select from the list

путешествие Зимой путешествие Активный отдых

К 100-летию покорения Антарктики: продолжение

Как это было: команды Амундсена и Скотта достигли Южного полюса

Егор Москвитин

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

(Начало читайте по ссылке.)

...Пути обеих команд лежали через нижнее плато, ледниковые шельфы и еще одно, финишное полярное плато. На начальном отрезке скорости были примерно равны, но разрыв между норвежцами и британцами только усиливался. Первые тратили время на рекогносцировку из-за отсутствия карт. Но вторым было нелегко тащить на себе предназначенный для пони груз.


Фото: kids.britannica.com

Отставание удалось сократить, когда соперники подошли к шельфам. Амундсен решил штурмовать полюс через недлинный, но плохо исследованный ледник Хейберга, оказавшийся настоящей ловушкой. То тут то там на пути норвежцев встречались опасные глубокие провалы, через которые приходилось вручную переносить сани. Впоследствии эти места были названы Танцплощадкой дьявола... Зато англичанам наконец-то повезло:  выбранный ими безобидный ледник Бидмора напоминал взлетно-посадочную полосу для будущих триумфаторов.

Однако на финишной прямой расстановка сил вновь изменилась. Обе экспедиции покинул вспомогательный персонал, и в каждой команде осталось по пять человек. Но англичане уже были истощены. Совсем оставшись без лошадей, они были вынуждены взвалить на свои плечи еще большую ношу. Рацион полярников явно не соответствовал этой задаче: им не хватало калорий и витаминов,  почти всех поразила цинга. Проблемы возникли даже с керосином, утекавшим и испарявшимся из-за негерметичной упаковки. Норвежцы, напротив, шли по плато как нож сквозь масло - их скорость составляла в среднем 32 километра в день. Ослабшая группа Скотта преодолевала лишь 20 километров за сутки.

Когда 17 января 1912 года Скотт все же достиг Южного полюса, там уже 34 дня развевался норвежский флаг. Победители оставили англичанам послание: полюс был покорен в 15.00 14 декабря 1911 года.


Фото: eoearth.org

В тот день Скотт написал в своем дневнике: "Норвежцы нас опередили. Ужасное разочарование, и мне больно за моих верных товарищей. Конец всем нашим мечтам. Возвращение будет печальным". Но это было не самым страшным. Команда ощутила на себе дыхание смерти.

В то время как экспедиция Амундсена по собственноручно составленным картам чуть ли не с ветерком возвращалась на стоянку в Китовой бухте, англичане начали терять одного человека за другим. 4 февраля, когда норвежцы уже вовсю плыли на родину, отряд Скотта только подбирался к ледниковому шельфу. В тот день двое из пяти участников похода провалились в трещины. Скотт повредил плечо, а лейтенант Эдгар Эванс - капитан корабля! - получил сотрясение мозга и скончался спустя две недели. Моряк продолжал идти за товарищами до самого конца, но силы оставляли его. В последний час своей жизни отважный капитан падал в обморок каждые несколько минут.

В начале марта гангрена поразила драгуна Лоуренса Оутса. Понимая, что он задерживает товарищей, практически обездвиженный Оутс утром 17 марта, в страшную метель, выбрался из палатки со словами "Пойду прогуляюсь". Ему хватило сил уползти достаточно далеко, чтобы друзьям не пришлось тратить время на похороны во льду. Кажется, именно он вдохновил Бродского на стихотворение "Полярный исследователь":

Все собаки съедены. В дневнике
не осталось чистой страницы. И бисер слов
покрывает фото супруги, к ее щеке
мушку даты сомнительной приколов.
Дальше - снимок сестры. Он не щадит сестру:
речь идет о достигнутой широте!
И гангрена, чернея, взбирается по бедру,
как чулок девицы из варьете.


flickr@The National Archives UK

Из дневников Роберта Фолкона Скотта:

"Лошади ведут себя замечательно солидно, ступают бодро, даже весело, гуськом, одна по следам другой. Одно нехорошо – это легкость, с которой их ноги уходят в рыхлый снег. Случается это беспрестанно в таких местах, на которых ноги людей едва оставляют след. Провалившись, лошади храбро выкарабкиваются, но жалко смотреть на них."

"... Отс донес, что лошади готовы продолжать путь. После чая их повели по дороге, намеченной Кэмпбелом, предварительно переправив груз на лед. Все было хорошо, пока они не сошли на лед и Отс не повел их через старую, засыпанную снегом трещину. Его и следующая лошадь перешли на ту сторону. Третья хотела перепрыгнуть, но в середине трещины провалилась по брюхо. Она не могла двигаться и с каждым усилием погружалась все глубже и глубже, так что, наконец, над размякшим снегом видны были только голова и передние ноги. Не без труда мы опутали ее веревками и общими усилиями вытащили бедняжку в жалком виде и сильно дрожавшую..."

"Тем временем наделали хлопот собаки. Очутившись на твердом льду с легким грузом, они неудержимо понеслись, ничего не разбирая. Удивительно, как мы все в целости попали на лед."
"Вчера я пошел на судно, взял с собой сани, запряженные собаками. Все шло хорошо до той минуты, пока они не увидели в 30-футовой трещине кита и не кинулись к нему. Едва удалось остановить их прежде, чем они добежали до воды".

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ.


первая полоса

Декабрь-Январь 2016-2017

Подпискана CN traveller

Первые 30 подписчиков на 6 номеров получают реконструирующее средство для волос с маслом иланг-иланга от Secret Professionnel by Phyto.

подписаться

Цифровыевыпуски
CN traveller

facebook

CN Traveller
в Facebook

vkontakte

CN Traveller
в Vkontakte

Twitter

CN Traveller
в Twitter

youtube

Видео-канал
cn traveller

instagram

CN Traveller
в instagram

Instagram
google+

cn traveller
в google+