You are viewing the Russian CN Traveller website. If you prefer another country’s CN Traveller website, select from the list

путешествие В город

Марсель: В гостях у Ле Корбюзье

Юлия Пешкова — о главной достопримечательности Марселя

Юлия Пешкова

Обязательным пунктом нашей марсельской программы был «Лучезарный город» — жилой дом, построенный по проекту великого архитектора Ле Корбюзье в 1947–1952 годах. Это одна из главных достопримечательностей города, и многие люди приезжают сюда специально ради нее. Даже если вас в Марселе интересует что-то совсем другое, буйабес или замок Иф, не поленитесь, съездите в «Лучезарный город». 

Построек Ле Корбюзье сохранилось довольно много (одна даже в Москве, здание Центросоюза), но марсельская особенная. Это первая из пяти построенных «жилых единиц» (так архитектор назвал свой проект многоквартирных домов), отлично сохранившаяся и открытая для посетителей. А самое прекрасное, что она дает возможность побыть не только праздным наблюдателем, но и активным потребителем: тут есть музей, ресторан и даже отель. Нам повезло увидеть еще и несколько квартир, так как мы оказались в гостях у Ле Корбюзье во время «Дней наследия».


Дом должен стоять на сваях и не занимать место на земле, считал Ле Корбюзье

В двух словах история такова. После войны Франция, как и другие страны, нуждалась в большом количестве жилья, и традиционная индивидуальная застройка совершенно не могла спасти ситуацию. Проект Ле Корбюзье подходил идеально. Нас таким размером не удивишь, но по европейским меркам этот дом огромен, действительно почти город: 337 квартир, рассчитанных на 1 600 жителей. С городом его объединял не только размер, но и инфраструктура. Кроме квартир, в доме были устроены магазины, кафе, детский сад и т. п., а коридоры больше походили на улицы (так они, кстати, и называются). На эксплуатируемой, как и во всех проектах Ле Корбюзье, крыше можно было заниматься спортом или просто гулять. В доме было целых 23 вида квартир, от крохотных студий на одного до многокомнатных для семей с восемью детьми. Ле Корбюзье в какой-то мере вдохновлялся домом-коммуной Наркомфина архитектора Моисея Гинзбурга. Например, именно из России пришла идея двухуровневых квартир и проходящего через весь дом длинного коридора. Правда, французский архитектор не отнимал у жителей права на личную жизнь, а уж тем более на приготовление пищи (как можно!) — кухни были во всех квартирах, небольшие, но удобные, со встроенной мебелью по дизайну Шарлотты Перриан. Идея была не столько в совместном быте, сколько в удобстве. Совсем ленивые могли даже не ходить в магазин, а заказывать продукты на дом. Для этой цели в стены был врезан короб вроде большого почтового ящика: разносчик открывал его со стороны коридора и оставлял продукты, а покупатели их забирали изнутри квартиры. 

Чтобы бетонный фасад не выглядел совсем уныло, стенки балконов покрашены в яркие цвета. Цвет шторок тоже контролируется

1 из 29

Чтобы бетонный фасад не выглядел совсем уныло, стенки балконов покрашены в яркие цвета. Цвет шторок тоже контролируется

Чтобы бетонный фасад не выглядел совсем уныло, стенки балконов покрашены в яркие цвета. Цвет шторок тоже контролируется
На крыше, в этой пристройке занимаются дети

2 из 29

На крыше, в этой пристройке занимаются дети

На крыше, в этой пристройке занимаются дети
С верхних этажей «Лучезарного города» видны горы

3 из 29

С верхних этажей «Лучезарного города» видны горы

С верхних этажей «Лучезарного города» видны горы
...и море

4 из 29 ...и море

...и море
В бассейне разрешено купаться только детям

5 из 29

В бассейне разрешено купаться только детям

В бассейне разрешено купаться только детям
Внутри MAMO проходят разные выставки. Кажется, что пол наклонный, но на самом деле это потолок скошенный

6 из 29

Внутри MAMO проходят разные выставки. Кажется, что пол наклонный, но на самом деле это потолок скошенный

Внутри MAMO проходят разные выставки. Кажется, что пол наклонный, но на самом деле это потолок скошенный
На улице одного из жилых этажей

7 из 29

На улице одного из жилых этажей

На улице одного из жилых этажей
Снова «Модулор»

8 из 29

Снова «Модулор»

Снова «Модулор»
В квартире № 601. Сразу у входа — маленькая кухня по дизайну Шарлотт Перриан. Сейчас такие продаются на аукционах за адские миллионы

9 из 29

В квартире № 601. Сразу у входа — маленькая кухня по дизайну Шарлотт Перриан. Сейчас такие продаются на аукционах за адские миллионы

В квартире № 601. Сразу у входа — маленькая кухня по дизайну Шарлотт Перриан. Сейчас такие продаются на аукционах за адские миллионы
Почти вся мебель встроенная

10 из 29

Почти вся мебель встроенная

Почти вся мебель встроенная
Да, комнаты немного узковаты

11 из 29

Да, комнаты немного узковаты

Да, комнаты немного узковаты
Зато балкон просторный

12 из 29

Зато балкон просторный

Зато балкон просторный
Вид с террасы ресторана на Le Brasilia, дом соратника Ле Корбюзье, марсельского модерниста Фернана Букобзы

13 из 29

Вид с террасы ресторана на Le Brasilia, дом соратника Ле Корбюзье, марсельского модерниста Фернана Букобзы

Вид с террасы ресторана на Le Brasilia, дом соратника Ле Корбюзье, марсельского модерниста Фернана Букобзы
Дом очень красив в деталях

14 из 29

Дом очень красив в деталях

Дом очень красив в деталях
Другая сторона улицы

15 из 29

Другая сторона улицы

Другая сторона улицы
Гастрономический ресторан Le Ventre de l'Architecte

16 из 29

Гастрономический ресторан Le Ventre de l'Architecte

Гастрономический ресторан Le Ventre de l'Architecte
Внешняя лестница ведет на третий, общественный этаж

17 из 29

Внешняя лестница ведет на третий, общественный этаж

Внешняя лестница ведет на третий, общественный этаж
Теперь под домом не сад, а парковка

18 из 29

Теперь под домом не сад, а парковка

Теперь под домом не сад, а парковка
Этот человечек — символ «Модулора», системы пропорций, разработанной Ле Корбюзье. Дом построен в соответствии с ней

19 из 29

Этот человечек — символ «Модулора», системы пропорций, разработанной Ле Корбюзье. Дом построен в соответствии с ней

Этот человечек — символ «Модулора», системы пропорций, разработанной Ле Корбюзье. Дом построен в соответствии с ней
Вход на лестницу

20 из 29

Вход на лестницу

Вход на лестницу
В холле

21 из 29

В холле

В холле
Даже почтовые ящики не менялись с 1952 года. Все, что не бетонное, выкрашено в яркие цвета

22 из 29

Даже почтовые ящики не менялись с 1952 года. Все, что не бетонное, выкрашено в яркие цвета

Даже почтовые ящики не менялись с 1952 года. Все, что не бетонное, выкрашено в яркие цвета
Даже почтовые ящики не менялись с 1952 года. Все, что не бетонное, выкрашено в яркие цвета

23 из 29

Даже почтовые ящики не менялись с 1952 года. Все, что не бетонное, выкрашено в яркие цвета

Даже почтовые ящики не менялись с 1952 года. Все, что не бетонное, выкрашено в яркие цвета
Лампы похожи на телефонные будки

24 из 29

Лампы похожи на телефонные будки

Лампы похожи на телефонные будки
Бетонные скамейки тоже указывают на то, что это не дом, а как бы городская улица

25 из 29

Бетонные скамейки тоже указывают на то, что это не дом, а как бы городская улица

Бетонные скамейки тоже указывают на то, что это не дом, а как бы городская улица
Вертикальные козырьки защищают от прямого солнца 

26 из 29

Вертикальные козырьки защищают от прямого солнца 

Вертикальные козырьки защищают от прямого солнца 
Улица на третьем этаже, занятая рестораном, магазинами и офисами

27 из 29

Улица на третьем этаже, занятая рестораном, магазинами и офисами

Улица на третьем этаже, занятая рестораном, магазинами и офисами
Улица на третьем этаже, занятая рестораном, магазинами и офисами

28 из 29

Улица на третьем этаже, занятая рестораном, магазинами и офисами

Улица на третьем этаже, занятая рестораном, магазинами и офисами
Квартира дизайнера бижутерии Валери Сиккарелли

29 из 29

Квартира дизайнера бижутерии Валери Сиккарелли

Квартира дизайнера бижутерии Валери Сиккарелли

Впрочем, прошедшее время тут совершенно неуместно. В отличие от дома Наркомфина, у марсельской «жилой единицы» все хорошо. Даже лучше, чем раньше: из социального жилья она давно превратилась в элитное, тут живут представители класса «бобо», буржуазной богемы. Цены на квартиры по марсельским меркам высоки (а по московским смешны — €3 000–3 500 евро за 1 м²), а коммунальные платежи и обслуживание дома выливаются в цену аренды неплохой квартиры в обычном доме. Здание признано памятником архитектуры, поэтому переделывать, даже внутри, ничего нельзя. Одна квартира, № 601, сохранена в первоначальном виде — именно ее показывают посетителям. Еще одна квартира, № 50, принадлежит архитекторам, которые по собственной инициативе реставрировали ее, убрав все поздние дополнения, и восстановили все утраченные элементы вплоть до розеток. Время от времени они приглашают дизайнеров, чтобы те дополнили интерьер Ле Корбюзье своей мебелью, и тогда квартиру можно посмотреть. В остальных квартирах жильцы более свободны, могут менять мебель и даже кухни с сантехникой — понятно, что стандарты комфорта изменились с послевоенных годов. 


Квартира дизайнера бижутерии Валери Сиккарелли

На «улице» третьего этажа по-прежнему работают магазины и офисы, правда, теперь это скорее агентства недвижимости и архитектурные бюро, чем булочные. Несколько лет назад там же открылся отель Le Corbusier и ресторан Le Ventre de l'Architecte. И тем, и другим заправляют фанаты Ле Корбюзье, живущие в этом же доме, Доминик и Альбан Жерарден. Они очень аккуратно относятся к наследию мэтра, по возможности сохраняют интерьеры или хотя бы дух автора дома. Аскетичные номера отеля стоят от 75 евро. Мы возможностью погостить у Ле Корбюзье не воспользовались — дом находится не в центре и ездить каждый день на автобусе не хотелось, но пообедали в ресторане. Очень рекомендую — жизнерадостная южная кухня в высокотехнологичном исполнении и с дизайнерской подачей. Правда, с тех пор там уже сменился повар, но меню, по крайней мере, выглядит неплохо. 


Гастрономический ресторан Le Ventre de l'Architecte

Самое свежее новшество «Лучезарного города» — это арт-центр MAMO, который устроили в бывшем спортзале на крыше. Переустройством, точнее реставрацией, занимался знаменитый марселец Ора Ито. Дизайнер хоть и презирает авторитеты, к великому модернисту относится с уважением, поэтому он просто вернул спортзал и террасу в первоначальный вид. Теперь здесь проходят выставки и работает кафе, обставленное мебелью марки Cassina, которая производит вещи Ле Корбюзье и Шарлотты Перриан. За порядком на крыше следит сам архитектор — гигантская скульптура Ксавье Вейлана. Вообще эксплуатируемая крыша — одна из лучших идей Ле Корбюзье. Жаль, что она не вошла в повседневную практику. 


Арт-центр MAMO в отреставрированном спортзале, перед ним — скульптура Ксавье Вейлана, изображающая автора дома за работой



Читайте также:

Блог Юлии Пешковой

В Марсель, за культурой

В Марсель, к фьордам

Вокруг да около Марселя

25 причин поехать в Марсель

Куда поехать в январе


первая полоса

Декабрь-Январь 2016-2017

Подпискана CN traveller

Первые 30 подписчиков на 6 номеров получают реконструирующее средство для волос с маслом иланг-иланга от Secret Professionnel by Phyto.

подписаться

Цифровыевыпуски
CN traveller

facebook

CN Traveller
в Facebook

vkontakte

CN Traveller
в Vkontakte

Twitter

CN Traveller
в Twitter

youtube

Видео-канал
cn traveller

instagram

CN Traveller
в instagram

Instagram
google+

cn traveller
в google+