You are viewing the Russian CN Traveller website. If you prefer another country’s CN Traveller website, select from the list

путешествие В город

Почему билеты на самолет такие дорогие?

Откуда берется цена и как работают лоукостеры

Виктория Боярская, Condé Nast Traveller

Какую часть цены авиабилета составляют аэропортовые сборы, почему место в первом классе стоит в разы больше, чем в эконом, как работают лоукостеры и где искать лучшие тарифы, разбиралась Виктория Боярская.


Откуда берется цена на билеты и как работают лоукостеры?

Платить нужно за все – это знает каждый. Однако в случае с покупкой авиабилетов всякому здравомыслящему человеку хочется понять: откуда берется цена?

Чтобы разобраться, где заканчивается граница разумной стоимости билета, нужно в первую очередь уяснить, из чего она складывается. Первый и самый важный фактор – стоимость авиатоплива. Не считая постоянных фиксированных расходов на содержание и обслуживание транспорта, это основная затрата, которую несет авиакомпания. Мировой уровень цен на топливо влияет на цену билета самым прямым образом. Но в этом случае возникает резонный вопрос: если горючее стоит более-менее одинаково, откуда берется такой разброс в ценах на билеты? Почему нельзя просто высчитать некую зависимость цены билета от дальности полета и руководствоваться ею?

Потому что многое решает другой важный показатель – уровень конкуренции между разными авиаперевозчиками: чем больше вариантов, с кем лететь на определенном направлении, тем ниже цена билета. А дальше начинается большая игра между авиакомпаниями, каждая из которых стремится завоевать клиента различными способами: кто-то обещает первоклассный сервис, за который, разумеется, следует заплатить, а кто-то экономит на обедах на борту и благодаря этому снижает цену билета.


Почему билеты на самолет такие дорогие?

Согласно проданным билетам

Тарифные сетки традиционных авиакомпаний определяются двумя факторами: класс перелета и жесткость дат вылета. С первым параметром все понятно – чем выше класс обслуживания, тем дороже билет. Каждый дополнительный сервис, который получают пассажиры бизнес- и первого классов, фактически включен в стоимость билета: это и отдельная стойка регистрации, и комфортный зал ожидания, и премиум-сервис на борту.

Жесткость тарифа – это возможность взять билет с открытой датой или изменить ее незадолго до вылета (как вариант – сдать билет и получить обратно деньги). Самые дешевые билеты не подлежат обмену и возврату – на них можно существенно сэкономить, но в случае отказа от поездки заплаченные деньги полностью пропадут. Под эту же категорию попадают также тарифы с пометкой «промо». Стандартные же тарифы предполагают возможность вернуть билет или поменять его с удержанием штрафа (обычно 20–50 % от стоимости).

Сборный пункт

Еще одна существенная часть цены билета – аэропортовые сборы. Любимый трюк авиакомпаний-лоукостеров: указать цену без этих сборов. А когда доходит до финального подсчета, оказывается, что стоимость билета отличается от рекламируемой в разы – наценка на сборы составляет больше половины.

Размер сборов зависит от авиакомпании. В этом легко убедиться, сравнивая суммы сборов, которые заявляют разные компании на одинаковых направлениях. Фактически аэропортовый сбор – это цена, которую авиакомпания платит аэропортам, где обслуживается ее самолет. Сюда входит и процедура регистрации, и процесс погрузки и выдачи багажа, и быстрое прохождение паспортного контроля – в общем, все услуги, оказываемые в аэропорту. В контрактах авиакомпании и аэропорта все сборы подробно описаны, и из документов выходит, что оплате подлежит обслуживание взлетно-посадочной полосы, стоянка самолета (если она затягивается, нужно платить больше), услуги по контролю безопасности и т. п.

Аэропорты вправе назначать для разных компаний неодинаковые цены в зависимости от того, сколько самолетов им предстоит обслужить, а также сезона, направления и стратегии взаимоотношений с определенными перевозчиками: эта разница отражается в наценке, которую вы оплачиваете, покупая билет. Кстати, авиакомпании со своей стороны тоже варьируют суммы сборов – как в большую, так и в меньшую сторону: для пассажиров эконом-класса они, как правило, ниже, а во время распродаж или промоакций могут и вовсе обнуляться.


Откуда берется цена на билеты и как работают лоукостеры?

Ниже некуда

С понятием «лоукостер» знакомы все, кто хоть раз в жизни пытался сэкономить на билетах. Изначально, когда бюджетные авиакомпании только начали выходить на рынок, термин Low Cost Carrier означал вполне определенную модель, по которой строился бизнес: максимальное число пассажиров за минимальные деньги с полным сокращением всех необязательных строк расходов. На момент, когда бюджетные компании только появились – произошло это в начале 90-х годов, – они предлагали действительно революционно низкие цены.

Происходило это за счет тотальной экономии буквально на всем. В эксплуатацию брались относительно небольшие самолеты одного типа, потребляющие минимальное количество топлива и требующие минимального обслуживания. Количество сотрудников также стремилось к нулю: одни и те же люди регистрировали пассажиров, обслуживали их на борту и убирали салон после того, как те его покидали. Переход на онлайн-продажу билетов и регистрацию также позволил существенно сократить расходы на содержание касс и предполетные процедуры. Вылеты и прилеты назначались на «неходовые» ночные или утренние часы, чтобы избежать возможных задержек из-за перегруженности аэропортов; большинство лоукостеров предлагали и продолжают предлагать простые прямые маршруты, чтобы избежать расходов на промежуточную погрузку багажа и пересадку пассажиров в другой самолет. Помимо прочего, такие компании агрессивно боролись за снижение топливных цен на мировом рынке.


Почему билеты на самолет такие дорогие?

На практике эта модель действительно работала отлично – в условиях глобализации, развития интернет-технологий и ежедневно растущего спроса на авиабилеты даже традиционные компании начали склоняться к пересмотру своего бизнес-плана, открывая бюджетные подразделения. Так на базе British Airways появилась компания Go, KLM создала Buzz, Lufthansa взяла под контроль лоукостер German Wings (на данный момент немецкому авиагиганту принадлежит 49 % акций этой компании).

Пик популярности и успеха лоукостеров пришелся на первую посткризисную пятилетку – в связи с повышением мер безопасности из-за терактов и роста цен на топливо традиционные авиакомпании в то время несли серьезные убытки, а бюджетные же, напротив, не только демонстрировали стабильный рост, но и множились, создавая конкуренцию друг другу. Правда, сегодня многие эксперты относятся к лоукост-модели скептически: наравне с реальными игроками, предлагающими минимальные тарифы, на этом рынке появились некоторые компании, лишь маскирующиеся под бюджетные: под промотарифы они отдают не более 20 % мест, которые разлетаются в первые же минуты открытия продаж, а после этого в силу вступают самые обычные «жесткие» тарифы.

Электронный VS экономный

Как работают сервисы по продаже билетов онлайн и чем они различаются.

Существует три основные опции. Во-первых, купить билет можно на сайте авиакомпании – там всегда есть более-менее стандартная форма поиска по датам и тарифам. Многие перевозчики размещают на сайтах специальный раздел с промопредложениями; иногда там появляются «сказочные» суммы: €20, 30, 40 за билет в один конец. На деле такие билеты если и существуют, то в крайне ограниченном количестве и раскупаются в первые 5 минут начала продаж. Если вы все же мечтаете поймать удачу за хвост, имеет смысл подписаться на рассылку спецпредложений главных авиакомпаний и вставать на охоту за скидками по будильнику.

Более комфортный вариант – поиск удачного тарифа через сайты-агрегаторы. Самые популярные: aviasales.ruskyscanner.ruexpedia.com – работают по аналогичному принципу: робот-программа собирает данные с серверов разных авиаперевозчиков и агентств по продаже билетов ив ответ на ваш запрос выдает таблицу с тарифами в порядке возрастания и ссылками на сайты, где можно выкупить билет. На факте продажи агрегаторы не зарабатывают – их доходы формируются за счет рекламы, которую пользователи видят, отыскивая нужный билет.

Третья категория – букинговые агентства, которые, заключив договор с авиакомпаниями, получают у них билеты со скидкой от 10 до 50 % и затем продают их по своим тарифам. Иногда через агентский сайт можно купить билет дешевле, чем билет с аналогичными условиями на тот же самый рейс на сайте авиакомпании (чтобы найти такие предложения, нужно регулярно просматривать поисковые агрегаторы). Но обычно на сайте агентства билет стоит дороже, чем в авиакомпании, ведь помимо него вам приходится оплачивать услуги агентства, заранее его выкупившего.


Откуда берется цена на билеты и как работают лоукостеры?

Внимание: распродажа

В случае с авиабилетами причина сейлов неочевидна, ведь они не могут выйти из моды! Однако они – такой же товар, который в разные периоды имеет большую или меньшую актуальность. В России, например, спрос на перелеты наиболее высок на Новый год, майские праздники и в дни школьных каникул. У европейцев эти пики не совсем совпадают с нашими (что, кстати, стоит учитывать при планировании поездки с перелетами в других странах).

Распродажи у авиакомпаний начинаются, когда сезонный высокий спрос падает: у Air France, например, осенью (с сентября по начало октября) проходит Pack and Go Autumn Campaign, в рамках которой предлагаются скидки на множество направлений по всему миру. Совершить выгодную покупку можно и в январе, после рождественских каникул, когда стартует Winter Campaign. Такие распродажи нужны, чтобы стимулировать людей летать в периоды низкой туристической активности. Важно помнить, что количество подобных билетов ограничено, поэтому, чтобы успевать их купить, лучше подписаться на информационные рассылки и следить за сайтами авиакомпаний. Таким же образом вы максимально увеличите шанс раньше других узнать о внезапных распродажах – их устраивают вне зависимости от сезона на конкретных направлениях, если по какой-либо причине спрос на них упал.

Интересные предложения существуют для всех категорий тарифов. Билеты в бизнес-класс тоже можно купить со скидкой, правда, их в продаже меньше и условия изменения даты вылета по ним строже.

Все выше и выше

Для большинства пассажиров вопрос стоимости авиабилетов важен по причине экономии. Однако существует и противоположный подход: когда дело касается статуса или комфорта, а деньги не так важны, билет первого класса гарантирует пассажиру максимальный уровень сервиса. Таких мест на рейсах никогда не бывает много – в том числе потому, что далеко не все авиакомпании могут позволить себе содержать первый класс. Да-да, вопрос стоит именно так: на обучение персонала, обеспечение должного сервиса в аэропортах и своего имиджа, авиакомпании тратят немалые средства. Если для пассажира покупка билета в первый или бизнес-классы – разовая инвестиция, то для перевозчика это постоянные и высокие затраты: на привлечение именитых дизайнеров и шеф-поваров, особую подготовку сотрудников, дополнительные договоренности с аэропортами и так далее.

Но если у авиакомпании есть активы для развития такого сервиса, он может достигать небывалых высот: в первом классе для вас будут работать персональные консьержи, кресла будут похожи на индивидуальные диваны, а бортовое меню и винная карта ни в чем не уступать тем, что предлагают в ресторанах с мишленовскими звездами.

Пересадочный эталон

Лоукостеры обычно предлагают низкие тарифы на прямые рейсы наиболее популярных направлений, а вот у больших компаний с несколькими постоянными пересадочными пунктами есть возможность комбинировать в рамках одной поездки несколько направлений – то есть вы фактически покупаете билет туда и обратно, но с большим количеством промежуточных остановок, что выгоднее, чем отдельные билеты в один конец. Некоторые авиакомпании даже объединяются друг с другом, чтобы вместе предложить своим клиентам возможность покупать билет с несколькими пересадками по единому тарифу. Так, например, в начале этого года Turkish Airlines заключила соглашение о совместной коммерческой эксплуатации авиарейсов с одним из крупнейших российских авиаперевозчиков «юТэйр». Благодаря этому партнерству пассажиры теперь могут бронировать единый билет как из Турции в любой из более 100 аэропортов России, куда летает «юТэйр», так и из России – через Стамбул и далее по всем направлениям маршрутной сети турецкой компании.


первая полоса

Декабрь-Январь 2016-2017

Подпискана CN traveller

Первые 30 подписчиков на 6 номеров получают реконструирующее средство для волос с маслом иланг-иланга от Secret Professionnel by Phyto.

подписаться

Цифровыевыпуски
CN traveller

facebook

CN Traveller
в Facebook

vkontakte

CN Traveller
в Vkontakte

Twitter

CN Traveller
в Twitter

youtube

Видео-канал
cn traveller

instagram

CN Traveller
в instagram

Instagram
google+

cn traveller
в google+