You are viewing the Russian CN Traveller website. If you prefer another country’s CN Traveller website, select from the list

путешествие В город

Почему люди не летают

Как избавиться от аэрофобии

Алкоголь, снотворное, тренажер, сеанс у психотерапевта... Condé Nast Traveller собрал рас­сказы разных людей о том, как они избавлялись от аэрофобии.


Закон об употреблении, точнее неупотреб­лении, спиртного на борту самолета, если он все же будет принят, ударит прежде всего по тем несчастным, которые сидят в самолете, вжавшись в кресло, и дрожат от страха, создавая турбулентность. По тем, кто боится летать. И вот их лишат самого простого способа расслабиться – запретят пить алкоголь на борту. 

Аэрофобов, то есть тех, кто боится летать, в мире, по разным оценкам, от 10 до 25 %. Это те, кто не понимает, как такая махина может держаться в воздухе, кого пугает мысль, что всего несколько сантиметров обшивки отделяют нас от -40 °С и свободного падения с высоты 10 тысяч метров, кому все время кажется, что вот сейчас-то самолет упадет и разобьется. Толчком к развитию фобии у всех служат разные вещи – кто-то, входя в салон самолета, неожиданно для себя обращает внимание на то, какие тонкие у него стенки, кого-то потрясла авиакатастрофа, в которой погибло почти все польское правительство. Наша коллега, стилист Наталья Онуфрейчук, стала бояться летать, увидев по телевизору падение «Конкорда». С тех пор в отпуск она ездит на машине или на поезде – но ведь в двухдневную командировку в Нью-Йорк не отправишься на океанском лайнере!

Мы решили помочь человеку и записали ее на курсы в центр Алексея Герваша «Летаем без страха». Единственная в Москве компания, целенаправленно борющаяся с аэрофобией, привлекает тем, что ее основатель и основной лектор – действующий пилот и психотерапевт в одном флаконе. Смущали лишь востор­женные записи благодарных клиентов на сайте – отсутствие даже мало-мальски негативного отзыва всегда вызывает недоверие. 

При записи Наташу спросили, боится ли она только летать или у нее есть и другие страхи – вполне логичный вопрос, позволяющий отделить «чистых» аэрофобов от «нечистых», то есть тех, кто просто испытывает панические атаки в стрессовых ситуациях. Однако в результате оказалось, что среди 14 человек в группе (хотя обещали, что максимальное количество – восемь) было примерно пополам аэрофобов и паникеров. Характерно, что от клиентов требуют предоплату, мотивируя это тем, что аэрофобы, они такие – раз, и в последний момент передумали. 

«Курс избавления от аэрофобии состоял из шестичасовой беседы о беспочвенности страхов, занятий на тренажере Boeing 737 и наконец – полета регулярным рейсом Мос­ква–Санкт-Петербург. В первый день Герваш безапелляционно заявил, что авиация – это самый безопасный транспорт в мире, – пересказывает свои впечатления Наташа. – Он объяснил, что авиакатастрофы всегда попадают на первые полосы газет и в самые горячие теленовости, поэто­му нам и кажется, что их так много, но на самом деле, если бы автомобильные аварии «пиарили» так же громко, человечество давно бы отказалось от машин. Что 2012 год был самым безопасным в небе – погибло 350 человек, при том что перелет совершило 5 млрд; в мире происходит всего одна авария на 16 млн полетов (практически гомеопатические дозы!). Что во время турбулентности (которой ­аэрофобы боятся больше всего) ничего страшного не случается. Алексей буквально закидал нас цифрами: каждую секунду в небе над Европой находится 5 000 бортов, в мире – 15 000. В среднем один самолет летает 330 дней в году и совершает по четыре рейса в день. Объяснял, что во всем мире существуют общие строгие стандарты безопасности и пья­ных пилотов или изношенные машины никто в рейс не пустит. Дальше пошел психологический тренинг – что не надо кормить свое внутреннее чудовище, не надо прислушиваться к стукам во время полета – что надо, то и стучит. Алексей не разрешал нам произносить словосочетание «упал самолет», утверждая, что этого случиться просто не может. Говорили мы и о том, что надо заменять страх знаниями, пото­му что многие боятся летать именно потому, что не понимают, как эта махина держится в воздухе. Алексей даже написал на доске формулу расчета подъемной силы крыла самолета, которую больше половины из нас не поняли, но пока он объяснял, у нас было полное ощущение, что мы все понимаем. Еще Алексей Герваш уговаривал нас летать чаще, потому что «так страх превратится в ­рутину». 

«На следующий день начались занятия на тренажере, который имитирует полет на самолете. «Тренажер необходим для того, чтобы выработать у человека понимание и необходимые рефлексы», – объяснял Алексей. Это была самая интересная часть тренинга, и если бы настоящий полет был сразу же после, я бы, наверное, полетела. Но нас отпустили подумать – и на следующее утро мне лететь уже не захотелось. Я как истинный аэрофоб придумала себе кучу разных отговорок – заболел ребенок, не выспалась. В целом из нашей группы полетело пять человек... Мне кажется, что страх полетов у меня уменьшился, но не прошел полностью. Насколько, я смогу проверить через пару месяцев. Думаю, проще было бы купить видеокурс Алексея Герваша, потому что цена на групповые занятия мне показалась несколько завышенной».

Все психотерапевты отмечают, что с развитием туриндустрии к ним стало приходить больше пациентов именно с проблемой аэрофобии. Психолог и психотерапевт Владимир Кучеренко известен, в частности, тем, что помогает справиться с аэрофобией. Фотограф Лилия Любарская рассказала, как проходил их сеанс. «Владимир велел мне закрыть глаза и вспомнить самую неприятную ситуацию, которая произошла со мной в самолете. Я рассказала, как мы поднимались через облака, была жуткая турбулентность, стюардессы перестали разносить напитки, вдали громыхала гроза, двигатели ревели с надрывом... Я описывала ситуацию, а он на каждую неприят­ную деталь откликался: «Замечательно! Великолепно! А что еще было не так?» Так мы создали очень живую картину, как я сижу-дрожу в кресле самолета, царапая от страха подлокотники. Потом он, добавляя детали, которых не было, очень извилистым путем «пересадил» меня в кре­сло кинотеатра, где шел фильм про тот полет. Сначала была в кадре я, потом меня заменила Инна Чурикова, а я оказалась перед экраном с попкорном в руках. Так я все больше и больше отдалялась от ситуации и под конец уже с каким-то освежа­ющим напитком в руках с интересом смотрела кино. Мы сделали два варианта фильма – с российскими актерами и с голливудскими. Потом «сняли» этот фильм в разных жан­рах. Проблема у нас возникла только одна: в последний раз психолог был в кино в 80-х, поэтому он называл актеров типа Сильвестра Сталлоне и Вупи Голдберг. Так что получалось, что фильм этот был снят году в 1986-м, но я сразу себе представила его на старой пленке. Кроме подсаживания актеров Вла­димир предлагал представить, что фильм снят через синий или зеленый фильтр, что все актеры в тапочках и домашних халатах. То есть подкидывал какие-то отвлекающие от страха моменты, и я с интересом рассматривала все происходящее в салоне самолета. Турбулентность при этом продолжалась, но стюардессы уже разносили напит­ки. Тогда доктор предложил, мол, давайте мы все же нагоним побольше страха, пусть стюардессы тоже жмутся по стенам. А теперь пусть их играют хорошие драматические актрисы, которые будут визжать изо всех сил. И еще он все время повторял, как интересно смотреть кино, но что я могу выйти в любой момент... Это было немного похоже на гипноз. Но за один двухчасовой сеанс я избавилась от аэрофобии! Теперь садиться в самолет мне совершенно не страшно, даже появилось ожидание приключения. Остался только страх страха – не начну ли я бояться. После этого я первый раз за много лет уснула в самолете и даже не проснулась во время турбулентности». 


Если вам недосуг идти на курсы или к психологу, следуйте простейшим советам Дуэйна Брауна, автора книги Flying Without Fear, бывшего инструктора программы American Air­lines для людей с аэрофобией. 

Не делитесь своими страхами с окружающими, иначе в ответ услышите еще кучу рассказов про турбулентность, долгие заходы на посадку, которые только дадут лишнюю пищу вашим страхам. Если разговор зашел помимо вашей воли, старай­тесь сменить тему, чтобы не впитывать еще и чу­жие страхи. Если вам тесно и неудобно на обыч­ном сиденье самолета, старайтесь забронировать себе место у перегородки между салонами, где больше пространства. Если же ваш главный враг – турбулентность, выбирайте место в середине сало­на, над крылом: там меньше чувствуется вибрация. Сразу включите вентиляцию над сиденьем и не выключайте в течение всего полета – свежий воздух у лица уменьшает панику людей, страдающих клаустрофобией. Так как вы не можете заставить себя не думать о плохом, подготовьтесь к этому. Например, оказавшись на борту, наденьте на руку обычную резинку для волос. Как только поймаете себя на ужасных мыслях типа «мы сейчас упадем и разобьемся», порвите резинку – это остановит поток негативных мыслей и вернет вас в настоящее. Не поддавайтесь мрачным мыслям – лучше представлять себя живым и здоровым в месте назначения или смотреть на заранее заготовленную карточку, где написано что-то вроде «Дыши глубже, все будет хорошо». Звучит, конечно, глуповато, но тем не менее это работает.

Многие аэрофобы – люди суеверные, и они часто придумывают себе разные ритуалы, которые позволяют им справиться со страхом полета. Джен­нифер Анистон заходит в самолет только с правой ноги, а Меган Фокс на полную громкость включает Бритни Спирс (Почему? – «Я верю, что мне не суждено погибнуть, слушая альбом Бритни Спирс»). Брюс Худ, автор книги The Science of Superstition, говорит, что, если талисман или ритуал и не снижает турбулентности, он помога­ет меньше волноваться: «Все, что пугает, вызывает к жизни разные суеверия. Когда самолетов еще не было, похожие ритуалы были связаны с паро­ходами. Создавая ритуал, вы структурируете, упо­рядочиваете действительность. И если ваш ритуал не доставляет вам или окружающим никаких неудобств, то смело придумывайте себе его, не заботясь о том, что вас сочтут суеверным». 


Где и как помогут преодолеть аэрофобию:

«Летаем без страха». Центр Алексея Герваша

Трехдневные курсы пилота и психотерапевта с занятиями на имити­рующем полет тренажере и реальным полетом в Петербург на рей­со­вом самолете. Групповые занятия 28 800 руб., видеокурс 6 500 руб. +7 495 649 8762. 

Valk

Центр в Лейдене (Голландия), сущест­вующий с 1989 года, партнер авиакомпании KLM. Терапия на голландском, английском и французском языках. Однодневный курс с посещением аэропорта Schiphol, тренажером и перелетом по Европе €650. Плюс диагностика €195. +31 71 5273733.

SOAR

Американский центр был основан в 1982-м, но его создатель, летчик Том Банн, начал заниматься изучением проблемы с 1975 года, еще в составе группы пило­тов и психологов Pan Am. Видеокурсы на DVD и mp4 от $125; консультации по телефону +1 203 258 4803, от $60 за 20 минут.


первая полоса

Декабрь-Январь 2016-2017

Подпискана CN traveller

Первые 30 подписчиков на 6 номеров получают реконструирующее средство для волос с маслом иланг-иланга от Secret Professionnel by Phyto.

подписаться

Цифровыевыпуски
CN traveller

facebook

CN Traveller
в Facebook

vkontakte

CN Traveller
в Vkontakte

Twitter

CN Traveller
в Twitter

youtube

Видео-канал
cn traveller

instagram

CN Traveller
в instagram

Instagram
google+

cn traveller
в google+