You are viewing the Russian CN Traveller website. If you prefer another country’s CN Traveller website, select from the list

путешествие На авто

Путешествие по Камчатке

Пять дней колесила среди вулканов и медведей Нелли Константинова, открывая Россию за рулем внедорожника

Каменные березы создают южный колорит

Первое, что поразило меня в путешествии на Камчатку, — Wi-Fi на борту «боинга» «Багратион» Москва–Петропавловск. Пассажиры вовсю рассылали эсэмэски вроде «Про­летаю над Таймыром», сверяясь с картой на экране. Второе — что в пункте назначения не было паспортного контроля: восемь часов полета, а это все еще Россия.

В аэропорту Елизово вниманием публики целиком завладела группа красивых молодых мужчин в униформе, членов команды Land Rover Experien­ce, которые ждали нас, развернув семь Land Rover Dis­covery 4 лицом к залу прибытия. В следующие несколько дней машины то и дело выстраива­лись для съемки в идеальный ряд, как модели на по­диуме. «Когда мы их увидели в первый раз, чуть не заплакали: мы же знали, что им предстоит», — рас­ска­­зывал рейнджер нашего экипажа Леонид про встречу «лендроверов», прибывших из Москвы поездом во Владивосток и затем морем в Петропавловск.

Land Rover Discovery 4 мчится по руслу ручья

«Зачем «спать полчасика», разберу-ка я чемодан», — подумала я после обеда в гостинице «Авача» (крабы в двух видах, гребешки, рыба) — и упа­ла на кровать. Местные знают: чтобы пережить джетлаг, надо по приезде вздремнуть. Воспряв, мы попрыгали в машины и поехали сквозь город к сопкам «открывать Россию» (название серий экспедиции «Лендровера»). Петропавловск показался городом из аниме Миядзаки: холмы, туманы, фудзиямы на горизонте. Главные символы Камчатки — дикий лосось и медведь — встретили нас еще по дороге в го­род. (Спокойно! Скульптурой на фоне вулканов.) Ко­рякский, Авачинский и Козельский — «домашние» вулканы, они видны тут из каждого окна. Прилежно посетив памятник Петру и Павлу, ча­совню и другие достопримечательности, мы пору­лили к мысу Маячный и въехали на сопку; по дороге поснимали лису-огневку, которая откалыва­ла куль­биты в двух метрах от фотоаппарата, явно рассчи­тывая на вознаграждение. Машины несли нас сквозь камни и грязь к смотровой площадке любоваться зака­том и снимать друг друга на фоне Трех братьев, трех скал-зубьев, препятствующих входу цунами в бухту. Машины вели себя идеально, мы тоже не баловали: колонна подчинялась руководителю пробега, как солдаты генералу. После заката двинулись в город. Ужин состоял из «синекорого» (синекожего, есть еще белокожий) палтуса, запеченного на ольховых щепках и нежного, как масло. Гребешков подавали буднично, как в Москве мясо — в гор­шочках. Дикая Камчатка начиналась завтра.

Камчатская икра - просто царская. Тяжелая и крупная, как жемчуг. Ее легко отличить и на вид, и на вкус от любой московской

Утром мы еще успели побывать в лососёвых яслях: было время нереста, или путины, и рыба шла вверх по течению рек, куда, как говорят, ее ведут датчики магнитных полей и где она из икринки когда-то стала человеком. Родина для лосося была не пустым звуком, а конкретной точкой на карте, лосось шел к ней, теряя силы, чтобы выметать икру и умереть. (Как хотите, а хорошо, что мир изменился: первый гамбургер из говядины, никогда не бывшей коровой, уже поджарен и съеден.)

Лосося, пусть ему и судьба распрощаться с этим миром, было жаль: его по дороге ловят, добывают икру. Камчатская икра оказалась царс­кой. Королевской. Тяжелой и крупной, как жемчуг. Я привезла домой килограмм за 1 800 руб., и мама, чье детство прошло на Сахалине, мгновенно отли­чила ее от московской баночной. Пришлось признаться, что я была не в спа в Италии, а там, где начинается Россия. А что прикажете делать? Говорить, что еду испытывать автомобиль среди вулканов? Или что лечу встречаться с дикими медведями? Кстати, их мы увидели в тот же день.

Медведи в Кроноцком заповеднике едят рыбу, как мы - мороженное

Посетители аэродрома «Витязь-Аэро», пришедшие отметить День авиации, похоже, недоумевали, когда нашу колонну пустили прямо на взлетное поле. Да просто погода была нелетная, и мы принялись выстраивать машины так и сяк для фотосессии, валяться на газонах и наслаждаться жизнью.

То было затишье перед бурей: следующий час мы провели в ревущем Ми-8, который нес нас к Кроноцкому заповеднику на юг Камчатки. Иллюминаторы были нараспашку открыты по просьбе фотографов, и неспокойные пассажиры то и дело устраивали крен, стремясь на один из бортов в погоне за картинкой. А уж когда по леднику внизу побрел мишка, мы совершенно потеряли голову: вот это кадр! По сравнению с тем, что мы увидели че­рез полчаса, — никакой, скажу честно, кадр.

...Их было трое, они ловили рыбу у моста-кор­дона. Еще пятеро, из них два медвежонка, играли на берегу, и один переплывал залив позади нас. Мы толпой стояли на невысоком мосту с сотрудником исследовательской станции, который объяснял, что нерка нерестится в заповеднике небывало долго — с июля по март, ее здесь так много, что бери голыми лапами. Сотрудник был бы типичным хипстером — темные очки, джинсы, ху­ди, — если бы не дробовик, дулом которого он постукивал по железным ограждениям, стоило медведю в задумчивости поднять на нас прохладный взгляд: до его морды было метра три. Морда была до ушей измазана икрой.

Реки промыли в почве Камчатки настоящие каньоны

Вернуться после такого в автомобильное нутро было счастьем. Вертолет выбросил нас на плоскогорье, мы «расселись по коням» и понеслись, как призраки, по туманным вулканическим полям в сторону ночлега. Снизу наползало облако. У Мутновских горячих источников мы спешились, совершили круг по кинематографически заброшенной электростанции (мощно, впрочем, работающей: треть энергии на Камчатке — отсюда) и уже вскорости встали на ночлег в кальдере действующего вулкана Горелый на высоте 1200 м. Лагерь ждал: авангард рейнджеров разбил его к нашему приезду. Оранжевые сферы выглядели бы совсем инопланетно в клочьях тумана, ка­бы не самая большая палатка с прозрачной сеткой вместо стен: там мы ели, пили кофе, хвалились картинками и наслаждались отсутствием связи. До возвращения в Петропавловск ни один телефон не звякнул.

Когда задумаете отрешиться от суеты, возьмите Discovery 4 (на других не пробовала, а за этот отвечаю) и гоните 114 км на юг от Петро­павловска. Местные здесь ездят на затюнингованных машинах, похожих на квадроциклы, или на Камазах-вахтовках, переделанных под экскурсионные автобусы. Да, экономичный туризм на Камчат­ке тоже есть, но весь комфорт достался нам: палатки, надувные матрасы, подушки, стальные кружки-непроливайки, кепки, куртки и даже полотенца для грядущего купания, — все у нас было. Ночь ти­ха, пустыня вне­млет Богу, но звезда с звездою говорила без нашего участия: засыпали мы в густом тумане, попрятав одежду в спальники, чтобы уберечь ее от влаги.

Методика сна «один слой одежды» не сработала, отогрелась я только в машине. Целый день мы испытывали наши «лендроверы» как могли, точнее, как проложили нам путь рейнджеры. Все они были членами местного офф-роуд-клуба «Квадратное колесо» и понимали толк в зде­шнем рельефе. Позавтракав по обыкновению икрой (а также оладьями и яичницей), мы выдвинулись в сторону Опалинских горячих источников. По дороге заехали на снежную равнину: снег здесь зимой достигает десятков метров; мы подспустили наполовину шины, включили позицию «снег» и покатались. И я не застряла, а кое-кто застрял. Горжусь, ведь я была единственной девушкой в экспедиции среди множества мужчин. Точнее, мы с Lаndrover Discovery 4 гордимся: например, при спуске с горы я включала HDC — систему, которая сама регулирует связь между колесами и землей. Настолько сама, что мне было преподано послушание в кротости: поставить ноги на пол и подруливать, пытаясь не свалиться в промоины по бокам. Мы вместе одолели кальдеру вулкана Горячий, невероятно крутой первый песчаный подъем, где я для закрепления пройденного спустилась под аплодисменты и снова поднялась. Мы прошли самый опасный Заоблачный ручей, который оказался руслом реки со страшными валунами, Гнилой ручей, похожий на Землю Санникова в ее тропической части, — там мы подби­рали юбки и попоны, то есть максимально увели­чивали дорожный просвет, чтобы не сесть в грязь.

Вода источников согревала, звезд было больше, чем неба, а ночью в лагерь заходил медведь и съел у соседей шашлык на кухне

Так мы вышли к горячим Опалинским источ­никам. Лагерь в роще каменных берез разбили быстро, пока я отмокала в деревянной купели и лечила спину, уставшую от кочек. Больше 15 минут в сернистой воде, обогащенной тьмой других полезных элемен­тов таблицы Менделеева, местные жители находиться не советовали. Сами они плескались тут же и живо расспрашивали меня, откуда мы такие взялись: колонна причалила стройно, не растеряв дистанцию между экипажами, и привлекла всеобщее внимание не только красотой и наклейками «От­крывая Россию», но и московскими номерами. Я отшучивалась, мол, проехали через всю страну, но мне верили: мы смотрелись весьма убедительно. Вода в купальне была около +40 °С, звезд было больше, чем неба, а ночью в лагерь заходил медведь и съел у соседей шашлык на кухне. Становилось очевидно, что поездка удалась.

Лучшие виды открываются из иллюминатора вертолета

Опалинские источники были высшей точкой и целью поездки. Наутро на обратном пути я выяснила, что подниматься и спускаться по одним и тем же валунам и песчаным горам — разная история, у нашей машины спустило колесо, мы попали в пыльную бурю в кальдере вулкана Вилючинский (даже местные не упомнят такой долгой и плотной пылевой завесы). Но все это были пустяки: главное, что мы одолели в заводской комплектации путь, на который местные машины не ступают нетюнингованными. У машины нашего рейнджера Леонида, например, шины были 39 дюймов, и на них он прошел зимой от Петропавловска до Магадана, но это уже совсем другая история.

...Рядом с Петропавловском тоже есть горячие источники, смекнули мы в открытом бассейне оте­ля «Антариус» в Паратунке. И я лично поняла, что моя жизнь до Камчатки была каким-то недоразумением. Открывать Россию за рулем — вот это жизнь.

Снег здесь ложится в сентябре и не тает почти до июня

Где остановиться:

Отель «Авача» — Петропавловск-Камчатский, Ленинградская, 61, +7 415 242 7201, от 4 800 руб.

Отель «Антариус» — Санаторно-курортная зона Паратунка, Молчанова, 22, +7 415 313 3535, от 5 300 руб.

Где есть:

Ресторан «Сан-Марино» — Петропавловск-Камчатский, пр-т Маркса, 29, +7 415 246 7069, палтус 700 руб.

Что посмотреть:

«Экспресс-тур» турагентство. Машина с водителем от 20 000 руб./день, еда, топливо, палатки и спальные мешки включены, +7 914 782 6636.

«Кроноцкий» заповедник, заявки: Елизово, Рябикова, 48, +7 415 317 3905.

«Квадратное колесо» клуб экстремального вождения рук. Олег Алехин, +7 914 026 3334.

«Витязь-аэро» аэроклуб с. Николаевка, +7 415 31 3400.

первая полоса

Декабрь-Январь 2016-2017

Подпискана CN traveller

Первые 30 подписчиков на 6 номеров получают реконструирующее средство для волос с маслом иланг-иланга от Secret Professionnel by Phyto.