You are viewing the Russian CN Traveller website. If you prefer another country’s CN Traveller website, select from the list

путешествие В город

Сеул — город будущего

Светлое будущее, которого мы все так ждали, в столице Южной Кореи уже наступило

Justin McGuirk

В район Мёндон, где сосредоточены главные магазины Сеула, на шопинг устремляются сотни китайцев и японцев

Фантаст Уильям Гибсон говорил лет десять назад, что в стандартных настройках человеческого воображения будущее олицетворяет Япония. Сегодня утверждение американского писателя можно смело применить к Южной Корее. Чтобы в этом убе­дить­ся, достаточно спуститься в сеульское метро. Вы окажетесь в толпе пассажиров, приклеенных к своим смартфонам. Они переписываются, играют в вир­ту­альный бейсбол или смотрят телесериалы, подклю­чившись к городскому широкополосному ин­терне­ту. В Сеуле, как гласит шутка, нет socialites, а есть social light — белесый свет мобильного девай­са, направленный в лицо. Нация, сдвинутая на высоких технологиях, запоем тестирует ближайшее будущее и продает его остальному миру.

Сеулу не меньше двух тысяч лет, но от древности следа почти не осталось. Мегаполис со вторым по размеру — после Токио — столичным регионом развивается по законом азиатского чуда. Въезжая в не­­го из мерцающего огнями аэропорта Инчхон, вы пересечете прибрежные территории с вышками сотовой связи, закамуфлированными под деревья, а потом вокруг сомкнутся ряды одинаковых блочных домов — в городах-спутниках Сеула населения поболее, чем в иных европейских столицах
 

Если вы любитель гаджетов, это ваша страна, потому что здешние электронные гиганты вот-вот изобретут способ, при помощи которого товары широкого потребления, от машины до холодильника, смогут коммуницировать между собой
 

Трудно описать этот город одной фразой. Имидж Кореи — вообще вещь не слишком понят­­ная, что является предметом смутного беспокойства Президентcкого совета. Так вышло, что, восстанавливая разрушенную войной экономику, страна не нашла времени серьезно продумать стра­тегию продвижения себя как бренда. Korean Wave — шквал мини­-телесериалов и бойз-бендов с их кей-попом — как-то стихийно накрыла Азию, и Со­вет продолжает вливать все больше средств в мар­ке­тинг. А уж с чем здесь проблем нет, так это с деньгами.

Bar Da в районе Хондэ

 

Производители электроники Samsung и LG, а также национальная автомобильная отрасль в лице Hyundai и Kia не сходят с передовиц мировой биз­нес-прессы: «Инвестиции в исследования и раз­ви­тие в этом году побьют все рекорды», «Samsung запускает телевизоры OLED на органических свето­диодах». Словом, если вы любитель гаджетов, это ваша страна, потому что здешние электронные ги­ганты вот-вот изобретут способ, при помощи которого товары широкого потребления, от машины до холодильника, смогут коммуницировать между собой. Это Гибсон назвал бы «жизнью на опережение в несколько кликов».
 

Слова «технологии» и «дизайн» стали в Сеуле своеобразной мантрой. Наряжать город продвинутыми автобусными остановками и прочими хай-тек-аксессуарами начал бывший мэр города О Се Хун. В 2010-м Сеул был назна­чен мировой столицей дизайна, и к востоку от цент­ра появился Dongdaemun Design Plaza & Park — предполагается, что он, когда будет достроен в 2014‑м, ­станет настоящим фэшн-центром Южной Кореи, а может, и всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Скопление зданий, спро­ектированных Захой Хадид, будит ассоциации с городом будущего. И пусть их ­назначение сейчас не совсем ясно, они ярко демонстрируют веру Сеула в Дизайн с большой буквы.

В районе Итэвон, рядом с французской кафе-кондитерской и бутиком Comme des Garçons, нахо­дится бюро Минсука Чо, самого про­двинутого ко­рейского архитектора. «Когда я несколько лет назад перевез сюда свой офис, все решили, что я чокнулся», — рассказывает Чо. С войны здесь остался гарнизон американской армии, и мес­течко было довольно ­специфическое — кормилось с отдыха и раз­влечения морпехов. Сегодня это один из самых мод­ных райо­­нов города. За углом от конторы Чо — альтерна­­тивная ­галерея Ggooll художника Чоя Джонг Хва — намеренно лишенное дизайна пространство, куда битком набивается арт-тусовка, когда на повестке дня выставка или перформанс.

В нескольких кварталах отсюда — более офици­альный Leeum, Samsung Museum of Art. Комплексиз трех зданий, которые спроектировали Рем Кол­хас, Жан Нувель и Марио Ботта, — очередной при­мер передовой европейской архитектуры. Блок­­но­ты в зал проносить запрещают. «Бумагу нельзя», — строго говорит дежурная. И указывает на объявление, которое гласит, что каталог выставки можно загрузить в смартфон, сосканировав QR-код. Еще один клик вперед по линии времени? 

Этот город понимает, что такое стиль, просто пока не наработал своей идентичности...

В постоянной экспозиции Leeum, Samsung Museum of Art среди серо-зеленой керамики можно обнаружить карту города XVIII века. Обозначенные красным улицы бегут венами по крошечному центру разросшегося гиганта. Древнюю карту окаймляют горы — их тоже погло­тил Сеул XXI века.

В поисках Старого города отправляйтесь на Гван­хун-дон. Эта улица, усеянная поделочными лавками, будто создана для туристов, коллекционирующих чайники. Старинных зданий нет, если не считать построек середины XX века, но здесь они более человеческих размеров — глаз от­дыхает от небоскребов. Тут же продается чай, кис­ти для каллиграфии и якульт — кисломолочный напиток типа кефира. Если выпьете его сразу же, придется долго искать урну, чтобы выбросить пустую бутылку. При этом улицы девственно чисты. Или здесь ору­дуют армии дворников, или население отличается предельной сознательностью. Похоже, второе вернее: как и в Японии, никто не переходит дорогу в неположенных местах или на красный — стоят перед пустой трассой, ждут зеленого. На пешеходных переходах нарисованы стрелки, указывающие, какую сторону надо занимать при движении, — правда, их все же игнорируют.
  

Игрушки в торговом центре Electroland в районе Йонсан-гу

На север от Гванхун-дон лежит район Букчон. По главной дороге снуют такси с туристами, кото­рые едут во дворец Токсугун. На другой стороне дороги столько протокольных достопримечательнос­тей уже не найдешь. Одно из новых зданий — закованная в доспехи из цепей бетонная рако­вина Kukje Gallery — было спроектировано группой молодых архитекторов из Нью-Йорка SO — IL. Невозможно не заметить толпу c фотоаппаратами во­круг строй­ки Национального музея изобразительных ис­кусств UUL. Она обне­сена щитом с гигантской обна­жен­ной Моной Ли­зой, чей стыд охраняет лишь пара стратегически расположенных искусственных де­ревьев да слоган-граффити Naked Museum. Все это часть провокационной имиджевой кампании. Одна из надписей во­прошает: «Это что — правда Корея?» В общем, если им все это сходит с рук, значит, многое изменилось: в стране спазм коллективной оттепели.

Ресторан в Каннамгу

Рассказывая о Сеуле, невозможно не упомянуть реку Ханган, столь же монструозных размеров, что и сам город (местами ширина ее не меньше километра), которая делит город на две части: консьержи в отелях часто выдают гостям две карты — севера города и юга. Каких-то пятьдесят лет назад южная часть представляла собой почти сплошь рисовые поля. Сейчас на их месте — широченные проспекты, застроенные небоскребами. Тегеранно (названный так в честь визита мэра Тегерана еще до того, как бульвар стал южнокорейской Силиконовой доли­ной) — наглядное свидетельство сегодняшней эко­номической мощи страны. Самый быстрый способ попасть сюда с северной стороны — сесть на метро. На одной из его станций работает виртуальный супермаркет Tesco. Выбрав продукты на тачскрине, вы делаете заказ — и получаете их по приезде домой. Правда, встречаются и менее оптимистичные приметы времени. На каждой станции стоят стеклянные шкафчики с противогазами. На случай пожара? Или все же внезапного нападения соседа? Северная Ко­рея не так давно заявила, что может сровнять Се­ул с землей за три-четыре минуты. Несмотря на фи­нансовое процветание, эта перспектива вечно ма­я­чит на краю сознания сеульцев.

По вечерам и жители, и гости города соби­раются в Гаросу-гил, модном районе к югу от реки. Чтобы за лег­ким корейским пивом или соджу (что-то типа вод­ки в двад­цать оборотов) посудачить, например, о том, что в Сеул ордами наезжают японцы и китайцы, — их манят хорошие отели и шопинг, дешев­ле, чем дома. Или обсудить проблемы пластической хи­рур­гии, весьма тут популярной: самая востребо­ван­ная операция — углубление верхнего века, «распа­хива­ющее» глаза. Но больше всего времени посвящается еде. Это одно из главных удовольст­вий Сеула. Здесь можно смело идти в са­мый скромный ресторан и получить отменный ужин. Чтобы облег­чить жизнь иностранцам, во многих заведениях названия блюд в меню сопровождаются фотографи­ями. Впрочем, даже если картинок нет, смело берите наугад — перед вами появятся плошки с вкуснейшими пельменями в бульоне или со свининой, жаренной в соусе чили в сопровождении кимчи — корейской острой капусты. Все подается с пылу с жару, порой в нагретых каменных мисках, как бибимбап — блюдо «сделай сам» из риса с добавка­ми. Из-за стола поднимаешься с ощущением котелка в животе — может, в этом и заключает­ся секрет удивительной корейской энергии?

Клерки играют в видеоигры в Electroland

На улицах Гаросу-гил не покидает ощущение, что ты в токийском Аояме с модными бутиками один дру­гого круче. Разница лишь в том, что здесь нет та­мошних субкультур — ни девочек хараюку, ни маль­чиков-байкеров. Здешняя молодежь опрятно-невнятно щеголевата. Магазинные интерьеры тоже оформлены так, как было подсмот­рено в Лондоне или Берлине. Этот город понимает, что такое стиль, просто пока не наработал своей идентич­ности... Кей-попсовая мелодия песенки, несущейся из «Данкин-Донатс», довольно привязчива, но вот слова «Я хочу кофе» — пульса не ускоряют. И это вновь отсылает к проблеме, не да­ющей покоя Президентскому совету. Как же сложить кей-поп, LG, Sam­sung, Hyundai, Kia в зазывный бренд-месседж? Как бы там ни было, что-то здесь все-таки происходит, и лучше само­стоятельно искать это в толпе, чем вестись на рек­ламный выкрик. 

 

Гид: Сеул
 

Как добраться:

Korean Air и «Аэрофлот» летают в Сеул напрямую из Мос­квы, от 29 000 руб., время в пути 8 часов 30 ми­нут. 
 

Где остановиться:

В Park Hayatt Seoul (606 Teheranno, Gangnam-gu, +822 2016 1234, от $400), идеально расположенном для вылазок в Гаросу-гил, отлич­ные виды и блестящий сервис, ванные комнаты в номерах вы­ложены красивым камнем, имеются спа и бассейн. 

The Shilla (202 2-Ga Jangchung-dong, Jung-gu, +822 2230 3310, от $346) cтоит упоминания в ряду наиболее cимпатичных оте­лей Сеула, его любят знаменито­с­ти всех мастей. Недавно его подновили и вновь открыли.

Более доступная по цене опция для публики с претензией — IP Boutique Hotel (737–32 Hannam-dong, Yongsan-gu, +822 3702 8000, от $154) по­трясающие интерьеры и бесплат­ный интернет. Отсю­да рукой подать до многообещающего района Итэвон.
 

Где поесть:

Большой фаворит среди аборигенов, Hwangso Maeul особенно славится гальби (говяжьими ребрами) и бибимбапом (128–16 Itaewon 1-dong, Yongsan-gu, +822 794 6373, от $20 на двоих).

В Sadongmeyonok (Insadong 5-gil, Insadong, +822 735 7393) приходят за большими сочными корейски­ми пельменями мандугуками. Стоит также заказать хрустящие блинчи­ки с кимчи или осьминогом — идеальная закуска к пиву (от $15). 

Если возьметесь исследовать неформальную ночную жизнь в Хондэ, имейте в виду Tadak — стильное место, где кормят корейским барбекю. Открыла ресторан бывший редактор корейского Vogue, здесь красивые интерьеры, а блюда с мясом на гриле и овощи с лапшой никого не оставляют равнодушными (412–29 Hapjeong-dong, Mapo-gu, +822 333 6564, от $30 на двоих)

Сделайте передышку между мод­ными бутиками Гаросу-­гил в демо­кратичном Café des‑Arts (2F, 545 Sinsa-dong, Gangnam-gu, +822 541 0507, от $10).

Кафе и по совместительству экс­периментальная галерея Ggooll — наикратчайший путь к сеульской арт-сцене. Заведение непритяза­те­льно в дневное время, но стоит выбрать верную ночь, и яркие впечатления обеспечены (683–31 Hannam-dong, Yongsan-gu, +8270 4127 64686, от $10).
 

Куда сходить:

Отправляйтесь в джимджильбанг (традиционную баню) или посетите Dragon Hill Spa & Resort в Йонгсан-гу (процедуры от $12).

 

первая полоса

Декабрь-Январь 2016-2017

Подпискана CN traveller

Первые 30 подписчиков на 6 номеров получают реконструирующее средство для волос с маслом иланг-иланга от Secret Professionnel by Phyto.

подписаться

Цифровыевыпуски
CN traveller

facebook

CN Traveller
в Facebook

vkontakte

CN Traveller
в Vkontakte

Twitter

CN Traveller
в Twitter

youtube

Видео-канал
cn traveller

instagram

CN Traveller
в instagram

Instagram
google+

cn traveller
в google+