You are viewing the Russian CN Traveller website. If you prefer another country’s CN Traveller website, select from the list

путешествие По России

Сказка о коробке

Как делают федоскинские шкатулки и почему они лучше остальных, выясняла Нелли Константинова

Как делают федоскинские шкатулки и почему они лучше всех остальных, выясняла в 30 километрах от Москвы Нелли Константинова.

Школа Федос­кино: реализм, полупрозрачные краски и объемная живопись

1 из 10

Школа Федос­кино: реализм, полупрозрачные краски и объемная живопись

Школа Федос­кино: реализм, полупрозрачные краски и объемная живопись
Заказавшего шкатулку можно изобразить в старинном костюме, в автомобиле, да хоть в поцелуе

2 из 10

Заказавшего шкатулку можно изобразить в старинном костюме, в автомобиле, да хоть в поцелуе

Заказавшего шкатулку можно изобразить в старинном костюме, в автомобиле, да хоть в поцелуе
Тройки не выходят из моды никогда

3 из 10

Тройки не выходят из моды никогда

Тройки не выходят из моды никогда
Копии Брюллова, Шишкина, Репина – лучшая школа

4 из 10

Копии Брюллова, Шишкина, Репина – лучшая школа

Копии Брюллова, Шишкина, Репина – лучшая школа
Главный худож­ник Елена Генриховна Моисеева

5 из 10

Главный худож­ник Елена Генриховна Моисеева

Главный худож­ник Елена Генриховна Моисеева
Одна из печей фабрики

6 из 10

Одна из печей фабрики

Одна из печей фабрики
Алое нутро коробка обретает с помощью трафаретов – чтобы ни грамма красного лака не попало за окоем

7 из 10

Алое нутро коробка обретает с помощью трафаретов – чтобы ни грамма красного лака не попало за окоем

Алое нутро коробка обретает с помощью трафаретов – чтобы ни грамма красного лака не попало за окоем
Не счесть, сколько раз за полгода коробка бы­вает в печи

8 из 10

Не счесть, сколько раз за полгода коробка бы­вает в печи

Не счесть, сколько раз за полгода коробка бы­вает в печи
Мастер тщательно шлифует поверхность, иначе лаки и краски лягут неровно

9 из 10

Мастер тщательно шлифует поверхность, иначе лаки и краски лягут неровно

Мастер тщательно шлифует поверхность, иначе лаки и краски лягут неровно
Самый популярный сюжет – Жар-птица

10 из 10

Самый популярный сюжет – Жар-птица

Самый популярный сюжет – Жар-птица

Кто сейчас держит чай в чайницах? А недав­но вся Россия так делала. В одном под­мос­ковном селе даже свернули госзаказы и перешли на коробки, выстилали их внут­ри серебряным листом, чтобы чай хранился дольше. Дело бы­ло всего пару сотен лет назад.

Мода на чай утихла, а на коробки нет. И даром что лак при­шел к нам из Китая через голландцев, именно из России сей­час принято везти laquer box – внутри красную, снаружи черную коробку с картинкой. Пер­выми такие начали делать в том самом селе Федоскино. От Кремля до него по Дмитровскому шо­ссе километров тридцать. В конце XVIII века сюда заехали поработать два немца-технолога, и с тех пор производство наладилось. Я с подозрением кошусь на главного художника федоскинской ордена «Знак почета» фабрики миниатюрной живописи: отчес­тво у Елены – Генриховна, я ищу немецкий след, а она его не подтверждает и не отрицает. Прос­то ведет экскурсию.

Фабрика стоит на горке в холмистой деревне. По срав­нению с соседним Жостовом, где расписывают подносы, производство коробок убийственно сложно. Мы идем из цеха в цех в небольшом, тихом здании. В коридоре стоит сейф с вырезанной из газеты надписью: «Чем больше денег, тем короче жизнь». Мне не хочется расспрашивать, сколько зарабатывают художники. Зато я уже знаю, что рисунок – лишь одна из 13 операций, которые проходит шкатулка на пути к совершенству. Что от начала до конца на шкатулку уходит полгода. И что, пусть в основе лежит академическая система живописи, Федоскино считается народным промыслом: коробки делаются из картона, а не из ценного дерева, петли – из латуни, а не из серебра, краски – масляные, а не акри­ловые. Ничего не изменилось за два века, будто мы в Англии какой-то. Чтобы понять, почему при копеечном сырье цены за лакер-боксы выставляют серьезные, я и приехала сюда.

После экскурсии у меня остался один вопрос: почему работники не отлиты в бронзе? 

Познав п­роцесс, цены хочется удвоить, утроить и уде­сятерить.


Силуэтная живопись – не самый дорогой жанр (такая шкатулка стоит около 5 000 руб.)

Путь шкатулки 

Представьте ненадолго, что Андерсен тоже был со мной на экскурсии и написал сказку. «Мороз­ным утром мастер нарезал полосами картон, заварил мучной клей, взял самую красивую болванку и много-мно­го раз обернул вокруг нее картонные ленты с клеем. Он крепко-накрепко сдавил их прессом, и ленты навсегда соединились друг с другом. Че­рез четверть часа он вынул сердцевину, и ленты превратились в корпус. Мастер расстался с ним на две недели, а когда вернулся, в руках у него были наждак и шкурка; ими он отшлифовал корпус, который потом опустил почти на час в ог­ромный чан с темным, жарким и густым льняным маслом. «Ах, как горячо», – сказал корпус, и его подняли на сетке в воздух. Все два дня, пока корпус сох, он боялся, что его опять бросят в масляную тьму. Но чьи-то руки открыли дверцу печки, и он на две недели оказался в стоградусном пекле. «Вот где пекло!» – подумал корпус, но не сгорел, а ок­реп, постройнел и неожиданно разделился на­двое: мастер отпилил от донышка будущую крышку и сказал: «Добавим-ка тебе глянца! Целых 24 слоя, из них три живописных. Терпи: после каждого – в печку». Тут корпус и понял, что он – будущая шкатулка. А иначе на кого же еще можно потратить столько времени и косметики?!

«Все это ради красоты», – шептал себе корпус, становясь коробкой. В коробку вклеивали латунные, вырезанные вручную петли, чтобы крышка с донышком стали неразлучны. Ее грунтовали, шпаклевали и шлифовали под лаки, чтоб ни ямочки, ни рытвинки. Вокруг коробки мелькали руки. «Я принцесса, а это мои слуги», – думала коробка. Пришла весна, и почти через три месяца после того, как первая лента картона обернулась вокруг болванки, коробка в смятении замерла перед дверями в зал с надписью «Черный лак». «Ах, – подума­ла она, – я буду элегантна, как рояль». Три раза ее покрыли гладким лаком и сутки сушили в печи. По­том была волнительная процедура с красным лаком, и коробка заалела изнутри. 

Новые руки осторожно взяли ее и всю вымаза­ли тонкой кисточкой, а потом припудрили сереб­ряной пылью. Умыли губкой с мылом, наклеили пластину сусального золота и привычно уложили сушиться. В ней появились перламутровые окошки, сделанные из больших морских раковин, хра­ня­щихся в темных подвалах. «Наконец-то я в руках настоящего творца», – подумала коробка и была права. Художник, который знал все картины мира от Микеланджело до Модильяни, написал на трепещущей шкатулке первые пятна цвета и весело назвал их «замалёвок». Высушив и бархатно отполировав изнывающую от волнения коробку, нанес второй слой, «перемалёвок». Снова укрыл лаком, обдал печным жаром и приступил к последнему, детальному, слою. Коробка засветилась от счастья, сделала книксен перед строгими судьями и была унесена для окончательного укрытия восемью слоями лака. «Вот как становятся красавицами, – в полузабытьи думала коробка, пока ее попеременно лакировали и сушили в печи. – Ах, я готова на любые жертвы». На все это потребовалось еще три месяца, шло лето, пели птицы. На ее боках рейсфедером прочертили идеальную клетку-орнамент, изнутри загорелось золотое клеймо высокой принадлежности к древнему имени. 

«Я королевна», – поняла коробка, превра­тившаяся в Шкатулку, улеглась в белую невесомую постель и смежила веки впервые за полгода. Она не знала, что за те же полгода родилось еще полторы тысячи ее сестер». Что в советское время таких сестер рождалось 50 000 за год и что их можно было купить только за доллары. Шкатулки времен СССР хранятся в музее рядом с бархатным красным знаменем. 


Неожиданные живописные сюжеты – в музее фабрики

История чудес

В музее сквозь витринное стекло с темного лака строго смотрит огненный Фидель, уходят вдаль в индус­т­риальном экстазе опоры элект­ропередачи и играют дети в новеньких с иголочки Чере­му­шках. Там же мне рассказали про ими­та­­цию черепаховой кости, экспе­рименты с эпоксид­ной смолой, инкрустацию серебряным пуан­соном, цировку-процарапывание. Жаль только, что там нет портретов тех двух немцев, которых купец Коробов зазвал сюда в 1795 году из бра­уншвейгских мастерских папье-маше Иоганна Штобвассера. Нет и преподавателей, которых спус­тя 20 лет переманили из Строгановки. Зато есть золотая медаль с выставки в Милане, царские клейма «Фабрики Лукутина», как она тогда называлась по имени зятя владельца. Взлетев на чайницах и табакерках (у Екатерины их было около 10 000), фабрика продолжала делать веерницы, карандашницы, перчаточницы, папиросницы. В 1904-м она закры­лась: династия Лукутиных закон­чилась на получившем дворянский титул за заслуги перед Отечеством герое русско-турецкой войны, меценате театра МХАТ, знакомце Станиславского. Художники не нашли работу в соседнем Жостово и в отчаянии взяли ссуду в банке под залог своего имущества. В 1910 году их артель уже работала и не закрылась ни в революцию, ни даже в Гражданскую войну. (А в 1924-м палехские взяли у федоскинских секреты изготовления папье-маше и перенесли свою иконную живопись на коробки, спасаясь от атеистичес­кого угара. Кроме самой шкатулки, у Федоскино и Палеха ничего общего-то и нет.)

В 1941 году открылась школа и начала было готовить мастеров, но весь первый курс с преподавателями ушел на войну. Линия фронта проходила в трех километрах: Федоскино рабо­тало. А уже в 1943-м правительство отослало 50 художников с войны обратно на фабрику. Не удивительно, что после войны в федоскинской живописи возник жанр сказки. Впервые среди бытовых историй, троек и чаепитий появились Снегурочка, Конек-Горбунок, Данила-мастер, Аленький цветочек. 

Сейчас здесь работают семьями. Одних, например, Рогатовых – 16 человек. «Вовка всю коробку пишет от начала до конца, у нас так никто почти не делает, – говорит Елена Генриховна, а потом спохватывается: – Владимир Сергеевич».

На выходе я увидела двух слесарей, как сказочные богатыри сидевших под плакатом в холле у автомата с горячей едой. Александр и Виктор, веселые спасатели, гордо сказали: «Вечно у них что-то ломается, а мы выручай», – и сразу стало ясно, что все Федоскино только на них и держится. 


Алое нутро коробка обретает с помощью трафаретов – чтобы ни грамма красного лака не попало за окоем

Едем в Федоскино

Дорога

Из Москвы по Дмитровскому шос­се, на 35 км – по указателю «Федос­кино» направо еще два километра. 

Фабрика

Московская обл., Мытищинский район, село Федоскино. Экскурсии 150–550 руб., инди­виду­альная 1 200 руб., мастер-классы 400–700 руб., тел.: +7 (926) 406 5323.

Магазин

Открыт с 9:00 до 17:00, в выход­ные – с 10:00 до 16:00. Шкатулки от 4 000 до 156 000 руб. Иные места для покупок не рекомен­дуются: много подделок. Тел.: +7 (903) 517 5580, +7 (495) 577 9955.

Рестораны

Заведений, адекватных качеству и це­нам шкатулок, вокруг фабрики нет.


Читайте также:

Блог шеф-редактора CN Traveller Нелли Константиновой

Жестяные цветы

Нелли Константинова в Жостово: видео

В Дулево и Павловский Посад на машине

Нелли Константинова в Дулево и Павловском Посаде: видео

Записки Нелли Константиновой из Кейптауна


первая полоса

Декабрь-Январь 2016-2017

Подпискана CN traveller

Первые 30 подписчиков на 6 номеров получают реконструирующее средство для волос с маслом иланг-иланга от Secret Professionnel by Phyto.

подписаться

Цифровыевыпуски
CN traveller

facebook

CN Traveller
в Facebook

vkontakte

CN Traveller
в Vkontakte

Twitter

CN Traveller
в Twitter

youtube

Видео-канал
cn traveller

instagram

CN Traveller
в instagram

Instagram
google+

cn traveller
в google+