You are viewing the Russian CN Traveller website. If you prefer another country’s CN Traveller website, select from the list

путешествие В город

Современное искусство в Зальцбурге

12 арт-объектов и инсталляций современных художников расположены в разных частях старого города. По пути можно осмотреть все главные достопримечательности Зальцбурга

Роман Тюляков

Роман Тюляков/ProalpsОснователь блога Proalps

Роман Тюляков/Proalps Основатель блога Proalps

С 2002 по 2011 год фонд Salzburg Foundation ежегодно приглашал в город одного или нескольких известных современных художников, которые создавали в публичном пространстве арт-объекты, отражающие их видение Зальцбурга. В результате на площадях, набережных и даже в кафедральном соборе появились смелые скульптуры, архитектурные конструкции и инсталляции.
 
Прогулка по 12 арт-объектам занимает два-три часа, ее можно совершить пешком, но приятнее — на велосипеде.
 

A.E.I.O.U., Ансельм Кифер, 2002 год

Где: Фуртвенглер-парк, напротив Театрального комплекса фестивальных залов
 


Ансельм Кифер построил для своего объекта отдельное помещение. Внутри маленького белого домика со стеклянной дверью — надпись A.E.I.O.U на стене, большая картина и свинцовая полка с книгами, из которой торчит марокканский кустарник. Буквы — акроним. Вариантов интерпретаций больше трехсот, например, с латыни это можно перевести как «Австрии суждено править миром» (император Фридрих III использовал сокращение, имея в виду свои тайные империалистические планы), но есть и шуточные вроде «Казенные харчи обычно несъедобны».
 
Инсталляция называется «Пробуждение в цыганском таборе», на ней — выставленные на просушку кирпичи перетянуты колючей проволокой. Это аллюзия на поэму австрийца Ингеборга Бахмана «Игра окончена». «Для меня это пространство как спящая красавица в забытьи, — говорит художник. — Но каждый входящий может разбудить его, вернуть к жизни».
 
Часы работы: с апреля по октябрь — 16:00–21:00, с ноября по март — 14:00–19:00.

Марио Мерц, «Числа в лесу», 2003 год

Где: гора Менхсберг, рядом с музеем современного искусства



Марио Мерц сконструировал из 12 стальных трубок подобие иглу в кустах на горе Менхсберг. К трубкам прикреплен 21 короб с неоновыми числами из математической последовательности Фибоначчи. Мерц считает, что коробочки с числами похожи на листья.
 
Концепция объекта — игра сил, природных и эстетических, эмоциональных и физических. В иглу не чувствуешь себя защищенным, как в доме, но все-таки ощущаешь себя немного иначе, чем снаружи. Художник призывает вслед за Фибоначчи искать порядок в природе вещей. Днем отсюда открывается чудесный вид, а по ночам числа горят над городом холодным голубым светом.

Марина Абрамович, «Дух Моцарта», 2004 год

Где: рядом с мостом Штаатсбрюке
 

Мастер перформанса Марина Абрамович обустроила на набережной у отеля «Захер» уголок для Моцарта, оркестра и всех желающих. Для композитора она приготовила стул высотой 15 метров (гений должен быть недостижим). Для простых смертных — восемь посадочных мест из нержавейки плюс-минус стандартной высоты.
Инструкция такая: сесть на стул, закрыть глаза, забыться, потерять счет времени.
 

Абрамович так объясняет свое решение: «В самом центре Зальцбурга, пульсирующего энергией, я хотела оборудовать место для созерцания и посвятить его духу Моцарта. Вообще-то духи невидимы, но если вы сделаете для духа стул, то невидимое становится видимым. И каждый, кто надолго задумается, сможет вступить в связь с этими невидимыми силами».

Маркус Люпертц, «Дань уважения Моцарту», 2005 год

Где: площадь Урсулиненплатц рядом с церковью Святого Марка
 

Моцарт Маркуса Люпертца — это бронзовая женская фигура высотой 2,95 м, совмещенная с бюстом композитора. Люпертц не собирался делать портрет композитора, он хотел изобразить скорее его творчество и сложную личность. Амбивалентность мужского и женского, законченность и фрагментарность, свобода и обязательства. Стоя у подножия статуи, следует размышлять о необходимости и опасности свободы самовыражения, которая свойственна современному искусству.

Джеймс Туррелл, «Небесное пространство», 2006 год

Где: гора Менхсберг, рядом с музеем современного искусства
 

Домик американского архитектора Джеймса Туррелла в форме эллиптического цилиндра с дыркой в потолке сделан из натурального камня, добытого из горы Менхсберг. Вдоль стен с внутренней стороны расставлены каменные скамейки. Кусочек неба, который виден через отверстие в потолке — важнейшая часть концепции, естественная часть архитектурного решения.
 
Как бывший пилот, Туррелл заинтригован небом и хочет заинтриговать всех остальных. Соседство с музеем современного искусства, конечно, неслучайно, поскольку художник рассматривает искусство как часть бесконечного цикла, что идеально рифмуется с непостоянством неба, обрамленного его постройкой.
 


Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с апреля по октябрь — 10:00–20:00, с ноября по март — 10:00–18:00.

Штефан Балкенхоль, «Сфера» и «Женщина в скале», 2007 год

Где: площади Капительплатц и Тосканинихоф
 

В городе есть две скульптуры немецкого художника Штефана Балькенхоля. Найти первую — золотую сферу с фигурой стоящего на ней мужчины — не составит никакого труда, а за девушкой в розовом платье придется поохотиться. У фигур нет никакой конкретной истории, выражения лиц — нейтральные. Художник предлагает поразмышлять о близости и расстоянии, признаниях и сомнениях, обо всем, что придет в голову, глядя на эти анонимные фигурки.

Энтони Крэгг, «Кальдера», 2008 год

Где: площадь Макартплатц
 

Кальдера — особый рельеф, который образуется на вершине вулкана из-за извержения или обрушения стенок кратера. Работа скульптора Энтони Крэгга из патинированной бронзы — это исследование городского пространства, которое изменяется под воздействием драматических процессов. В зависимости от угла зрения, можно различить в перетекающем металле изображения людей, которые то появляются, то исчезают.
 
Зальцбург находится в чаше гор и почувствовать то, что чувствует город, можно, если встать в центр «Кальдеры». До вмешательства Крэгга площадь Макартплатц была примечательна в основном оживленным движением машин. А сейчас все, кто идет в дом Моцарта или церковь Святой Троицы, спотыкаются взглядом о работу скульптора.

Кристиан Болтански, «Ванитас», 2009 год

Где: крипта Кафедрального собора Зальцбурга
 

Первый случай, когда объект современного искусства разместили в крипте Кафедрального собора (лестница слева от алтаря). Болтански установил между стеной и свечами 12 плоских металлических фигурок человечков, и получился театр теней. Акустическая часть инсталляции — говорящие часы. Пляска смерти под сообщение точного времени — сильное впечатление, которое усиливается от осознания, что все это происходит в действующей церкви.
 
Часы работы: с понедельника по субботу — 10:00–17:00, в воскресенье и праздники — 13:00–17:00.

Жауме Пленса, «Авильда», 2010 год

Где: двор юридического факультета Университета Зальцбурга

 

Пятиметровую девичью голову во дворе Университета каталонец Жауме Пленса сложил из двадцати отдельных плит родного испанского белого мрамора. Обычно эта площадь очень оживленная, поэтому Авильде, оторванной от корней, хорошо в толпе красивой молодежи.
 
Работа Пленса символизирует близость и удаленность одновременно. И наверное, передает чувства всех, кто живет в Зальцбурге, но не родился здесь (находится здесь головой, но сердце оставил где-то далеко).

Эрвин Вурм, «Огурцы», 2011 год

Где: Фуртвенглер-парк
 

Австрийский художник Эрвин Вурм засеял пятью вертикальными огурцами парк у подножия горы. Этими овощами размером примерно в человеческий рост художник хотел сказать кое-что к овощам совершенно не относящееся. Его завораживает разнообразие и в то же время схожесть человеческих тел. Мастер нестандартного юмора Вурм как бы говорит нам: огурец — это огурец, каким бы он ни был, а человек — это человек во всем его разнообразии.

Манфред Вакольбингер, «Связь», 2011 год

Где: набережная Рудольфскай
 

Этот арт-объект в виде трубы находится между старой городской стеной и рекой Зальцах. Труба изгибается так же, как река. Она должна связывать город и жителей, внутреннее содержание и внешнюю форму. Благодаря вмешательству художника, совершенно непримечательное место стало попадать в объективы фотоаппаратов, хотя некоторые горожане не одобряют произведение Вакольбингера. Впрочем, это тоже тема для разговора. Связь.

Бригитте Кованц, «Окончательно забытый», 2011 год

Где: мост Штаатсбрюке
 

Австрийская художница Бригитте Кованц установила прозрачные короба с неоновыми словами на опорах моста Штаатсбрюке. В них разные надписи: «Окончательно забытый» (Beyond Recall), «Представлять себе» (Envision), «Посвященный секрет» (Dedicated Secret). Этот мост с 1941 по 1945 годы строили военнопленные, многие из которых погибли. Мемориальный подтекст лег в основу работы Кованц, которая просит помнить о страшных временах.

первая полоса

Декабрь-Январь 2016-2017

Подпискана CN traveller

Первые 30 подписчиков на 6 номеров получают реконструирующее средство для волос с маслом иланг-иланга от Secret Professionnel by Phyto.

подписаться

Цифровыевыпуски
CN traveller

facebook

CN Traveller
в Facebook

vkontakte

CN Traveller
в Vkontakte

Twitter

CN Traveller
в Twitter

youtube

Видео-канал
cn traveller

instagram

CN Traveller
в instagram

Instagram
google+

cn traveller
в google+