You are viewing the Russian CN Traveller website. If you prefer another country’s CN Traveller website, select from the list

путешествие В город

Воздушные пути: High Line в Нью-Йорке

Самая новая достопримечательность

Карина Чумакова

Рассказывая своим внукам о годах молодости, проведенных в Нью-Йорке, я непременно буду как бы невзначай вворачивать, что, мол, «на моих глазах открывали High Line!» – подобная ремарка стопроцентно гарантирует живой интерес и уважение к моей древности, ведь (помяните мое слово!) по прошествии времени появление на карте города этого цветущего колосса на стальных ногах будут сравнивать с открытием музея Гуггенхайма или возведением Бруклинского моста. 

High Line (а по-русски «Хай Лайн») – это, пожалуй, самая молодая из обязательных к просмотру нью-йоркских достопримечательностей или must-see, как тут принято говорить. Настолько молодая, что попала далеко не во все путеводители, но такая модная, что съездить в Нью-Йорк и не увидеть High Line – это все равно что «приехать в Москву и не посетить Мавзолей».

High Line в Нью-Йорке

1 из 8

High Line в Нью-Йорке

High Line в Нью-Йорке
High Line в Нью-Йорке

2 из 8

High Line в Нью-Йорке

High Line в Нью-Йорке
High Line в Нью-Йорке

3 из 8

High Line в Нью-Йорке

High Line в Нью-Йорке
High Line в Нью-Йорке

4 из 8

High Line в Нью-Йорке

High Line в Нью-Йорке
High Line в Нью-Йорке

5 из 8

High Line в Нью-Йорке

High Line в Нью-Йорке
High Line в Нью-Йорке

6 из 8

High Line в Нью-Йорке

High Line в Нью-Йорке
High Line в Нью-Йорке

7 из 8

High Line в Нью-Йорке

High Line в Нью-Йорке
High Line в Нью-Йорке

8 из 8

High Line в Нью-Йорке

High Line в Нью-Йорке

Этот городской парк, разбитый на заброшенной железнодорожной эстакаде, которая простояла в запустении больше тридцати лет, не просто заставляет еще сильнее полюбить Нью-Йорк и его жителей, но и возвращает веру в человечество. Попав на High Line вскоре после его открытия в июне 2009 года, я решила, что очутилась в студенческом архитектурном макете – в одном из тех дерзновенных идеальных конструктов, которые никогда не покидают пределов выставочного зала, потому как само их идеальное существование возможно только в безвоздушном пространстве из клея и белого картона. Так же и High Line: тогда мне показалось, что он слишком хорош, чтобы быть правдой.

Когда парк открылся, то был ровно в два раза короче, чем теперь: в десять улиц длиной. Но его пространство было продумано с таким тщанием и любовью, что этот неполный километр прогулочных дорожек вдоль заросших ковылями рельс казался садом Семирамиды, повисшим в воздухе там, где еще вчера не было ничего. На самом же деле железнодорожная эстакада в районе Meatpacking и Chelsea была построена аж в 1934 году и изначально тянулась вдоль западного берега Манхэттана от 34-й улицы вниз до самой Spring Street. Поезда по ней ходили до 50-х годов XX века, но потом, когда вдоль Гудзона построили высокоскоростное шоссе, южную часть дороги решили снести за ненадобностью. Северную часть, от Gansevoort Street до 34-й улицы – на которой, собственно, и возник нынешний парк, – оставили стоять, не видя смысла тратить деньги на снос. Все равно райончик был тот еще: 250 мясобоен и мясных складов, какая уж там эстетика! Так и осталась эта часть железки висеть в воздухе некрасивой ржавой полосой, перекрывающей вид на реку. Вдоль реки, заметим, тоже тянулась не Promenade des Anglais, а полоса складов, очистительных сооружений и стрип-клубов.


High Line в Нью-Йорке

Мысль переоборудовать High Line, превратив его в городской парк, посетила отдельные светлые головы еще в конце 1980-х, но проект требовал титанических финансовых вложений, поэтому получил свое воплощение только при администрации мэра Блумберга –талантливейшего фандрайзера и одного из самых богатых людей Америки. Сделав нескольким частным инвесторам предложения, от которых те не смогли отказаться, Блумберг фактически собственной волей перевел проект с бумаги в реальную плоскость. Конкурс на разработку нового парка выиграло архитектурное бюро Diller Scofidio + Renfro (для сведения, ему же принадлежит авторство замечательного концертного зала академии Julliard и «зеленого» павильона Hypar Pavillion в Линкольн-центре). Ландшафтный дизайн разработал голландец Piet Oudolf: он предложил очень органичную концепцию, суть которой состоит в том, что ландшафт парка должен максимально задействовать деревья и травы, естественным образом колонизировавшие «железку» в годы ее запустения. Кажущаяся простота замысла, тем не менее, действует на зрителя абсолютно магически: простые кочковатые клумбы, заросли ивняка, пучки яркой эхинацеи между рельс и низкорослые карликовые яблоньки играют с нашим воображением, перенося нас в счастливое дачное детство, когда деревья были большими, а сады росли сами собой. Сами собой, будто из земли, вырастают и деревянные скамейки, среди трав проглядывают просмоленные деревяшки шпал, а на горизонте рябит река.

Еще мне очень нравится, что High Line в буквальном смысле позволяет оторваться от земли и увидеть знакомый (или незнакомый) район с другой, непешеходной перспективы. Еще в своей старинной ипостаси «вознесшаяся» железная дорога считалась дико авангардной: она позволила разгрузить наземные развязки, пройдя сквозь существующие здания, словно через анфиладу триумфальных арок. Кстати, высотку гостиницы Standard Hotel, напоминающую «книжку» здания СЭВ в Москве, отельер André Balazs выстроил, когда работы по превращению High Line в парк только начались: он первым почувствовал, куда дует ветер. Волна девелопмента и строительства, захлестнувшая Meatpacking в последующие три года, принесла району еще два миллиарда (!) долларов инвестиций.

Новый High Line уравнивает пешехода с окрестными домами, добавляя ему десять метров роста; гуляя по эстакаде, не надо задирать голову, чтобы увидеть, что там и где: местами жилые дома подступают так близко, что буквально касаются стенами пешеходки, а грань между приватным и публичным практически стирается: вот усталый юноша в халате курит, высунувшись в форточку из своего гостиничного номера, вот кто-то сидит на балконе и, презрев условности, в одних трусах читает газету, а где-то на соседней кухне, похоже, готовят пасту – такой плотный запах чеснока и трав может означать только одно… 


High Line в Нью-Йорке

А еще с высоты High Line становятся видны зеленые террасы и сады на крышах домов пониже на другой стороне 10-й Авеню: я все время жалею, что у меня нету шпионского длиннофокусного объектива, который бы позволил мне заснять все эти мини-дачки, садики, беседки, павильоны, клумбы и фонтаны, существующие исключительно для радости своих хозяев и невидимые с земли. 

С момента открытия парк вырос раза в два: прошлым летом, через два года работы строителей и ландшафтников открылся второй кусок от 20-й до 30-й улицы. Теперь на очереди третья часть – «крючок», огибающий расстояние от 30-й до 34-й улицы вдоль берега Гудзона. Но дело, как всегда, упирается в деньги (предполагаемый бюджет третьей части – $90 миллионов) и в нюансы с выкупом собственности у владельцев земли и железки. Но, думаю, обладающий редким даром убеждения мэр Блумберг в очередной раз найдет веские аргументы, и через пару лет мы получим непрерывную прогулочную трассу длиной в 22 квартала.

Несмотря на то, что официально парк начинается на углу Washington St. и Gansevoort St. и идет вверх, я пропагандирую прогулки «против течения», и вот почему: район 30-х улиц до сих пор выглядит довольно индустриально и неприкаянно, поэтому логично начать прогулку с верхнего конца и завершить ее в бурлящем всеми возможными радостями Meatpacking’e, а не наоборот. Открывается парк в 7 часов утра, и, если вам позволяет погода и жизненные принципы, приходите к самому открытию, когда почти нет народу: к полудню здесь уже не протолкнуться. Карту парка можно распечатать в соответствующем разделе сайта, но она вам особо не понадобится – по ходу следования трасса имеет множество лестниц и лифтов, позволяющих в любой момент спуститься «с небес на землю», а ее линейная структура исключает возможность заблудиться. Вменяемого приложения для iPhone у High Line пока тоже нет. Неспешная пешая прогулка вдоль всей протяженности парка займет у вас от 40 минут до полутора часов в зависимости от степени неспешности и частоты привалов. В теплое время года во время прогулки вам непременно встретятся зеленые лотки с эмблемой парка: здесь помимо сувениров можно купить весьма информативный гид по растениям парка (садоводам-любителям на заметку), книги о его истории, неброские футболки и прочие приятные мелочи. Еще вы наверняка встретите лотки с мороженым и прочей садово-парковой снедью, но я вас убедительно прошу не вестись на эту уловку, а дойти до нижнего предела парка и, нагуляв хороший аппетит, позавтракать в ресторане Standard Grill: вальяжные официанты подадут вам самые пышные в городе бельгийские вафли и самую развратную овсянку с изюмным компотом и сливками. А какой тут выбор варенья к круассанам – я лучше промолчу... Потом я рекомендую побродить по окрестным улочкам, где модные магазины по-прежнему соседствуют с мясными лавками. Из обязательных к посещению мест – флагманский бутик Diane von Furstenberg (кстати, она – одна из самых активных частных спонсоров High Line), футуристический Apple Store, флорально-пасторальный магазин Rebecca Taylor, бутик Zero+Maria Carnejo – любимой марки Мишель Обамы, ну и конечно же пассаж Chelsea Market, заслуживающий отдельной гастрономической экскурсии и уж точно отдельного поста.    

Не забывайте, что, как и во всех Нью-Йоркских парках (а парком тут считается любой пятачок с кустом и скамейкой), здесь нельзя курить. И употреблять алкоголь, как это ни печально, тоже нельзя, хоть лавочек, лужаек и площадок, идеально подходящих для пикника с шампанским, здесь хоть отбавляй. 

А еще я всегда с умилением и тайной завистью наблюдаю за бабушками-волонтершами, пропалывающими траву между шпал. Если меня спросят, что я хочу делать в старости, я (уподобившись одному персонажу, обещавшему, помнится, уйти из политики в «Гринпис», да раздумавшему) без промедления отвечу: «Я буду полоть траву на «Хай Лайне» во славу креативного класса, потому что это – единственное из известных мне мест на земле, где человечество смогло побороть энтропию на отдельно взятом участке железной дороги». Но, в отличие от приснопамятного персонажа, если мне представится такой шанс, я раздумывать не стану. 

Адреса:

High Line Park, южный вход – угол Gansevoort St. и Washington St., северный вход – West 34th St., между 10th и 11th Avenue.

Standard Hotel, 848 Washington Street.

Standard Grill, 848 Washington Street, непосредственно под зданием Standard Hotel.

Diane von Furstenberg flagship store, 874 Washington St.

Rebecca Taylor, 34 Gansevoort St.

Zero&Maria Carnejo, 807 Greenwich St.

Chelsea Market, 75 9th Avenue, между 15 St. и 16 St.


Читайте также:

Блошиный рынок в Бруклине

Нью-Йорк со смотровых площадок и крыш

Ресторанные недели в Нью-Йорке

первая полоса

Декабрь-Январь 2016-2017

Подпискана CN traveller

Первые 30 подписчиков на 6 номеров получают реконструирующее средство для волос с маслом иланг-иланга от Secret Professionnel by Phyto.

подписаться

Цифровыевыпуски
CN traveller

facebook

CN Traveller
в Facebook

vkontakte

CN Traveller
в Vkontakte

Twitter

CN Traveller
в Twitter

youtube

Видео-канал
cn traveller

instagram

CN Traveller
в instagram

Instagram
google+

cn traveller
в google+