You are viewing the Russian CN Traveller website. If you prefer another country’s CN Traveller website, select from the list

путешествие По России

Жестяные цветы

Нелли Константинова навестила Жостово

Всего в сорока километрах от Москвы вот уже третий век расписывают яркими цветами подносы. Жостово навестила Нелли Константинова.

В Жостово даже номера домов выглядят вот так

1 из 11 В Жостово даже номера домов выглядят вот так

В Жостово даже номера домов выглядят вот так
А здесь – и ягоды, и фрукты, и портрет селек-ционера Ивана Мичурина

2 из 11

А здесьи ягоды, и фрукты, и портрет селек-ционера Ивана Мичурина

А здесь – и ягоды, и фрукты, и портрет селек-ционера Ивана Мичурина
И овощи могут сиять на подносе, напоминая голландские натюрморты

3 из 11



И овощи могут сиять на подносе, напоминая голландские натюрморты

И овощи могут сиять на подносе, напоминая голландские натюрморты
Пейзаж в стиле соцреализма – редкий экспонат даже в музее

4 из 11

Пейзаж в стиле соцреализмаредкий экспонат даже в музее

Пейзаж в стиле соцреализма – редкий экспонат даже в музее
Герб СССР и прочая статусная символика изготавливалась по госзаказу, а не по велению сердца

5 из 11

Герб СССР и прочая статусная символика изготавливалась по госзаказу, а не по велению сердца

Герб СССР и прочая статусная символика изготавливалась по госзаказу, а не по велению сердца
Русская тройка – одна из самых любимых тем у покупателей

6 из 11

Русская тройка одна из самых любимых тем у покупателей

Русская тройка – одна из самых любимых тем у покупателей
Сияние белых лепестков достигается не перламутровой подложкой, а мастерством художника

7 из 11

Сияние белых лепестков достигается не перламутровой подложкой, а мастерством художника

Сияние белых лепестков достигается не перламутровой подложкой, а мастерством художника
На фабрике могут расписать и поднос, и мебель, и даже кухонную вытяжку

8 из 11

На фабрике могут расписать и поднос, и мебель, и даже кухонную вытяжку

На фабрике могут расписать и поднос, и мебель, и даже кухонную вытяжку
Музейные подносы не теряют своей яркости, а ведь здесь есть уникальные старинные экспонаты

9 из 11

Музейные подносы не теряют своей яркости, а ведь здесь есть уникальные старинные экспонаты

Музейные подносы не теряют своей яркости, а ведь здесь есть уникальные старинные экспонаты
Новенький с иголочки Land Rover Freelander тоже можно расписать жостовскими цветами

10 из 11

Новенький с иголочки Land Rover Freelander тоже можно расписать жостовскими цветами

Новенький с иголочки Land Rover Freelander тоже можно расписать жостовскими цветами
Корзинки в изобразительной символике выступают в роли рога изобилия

11 из 11

Корзинки в изобразительной символике выступают в роли рога изобилия

Корзинки в изобразительной символике выступают в роли рога изобилия

Когда мечты сбываются, становится даже страшновато. Всю жизнь я мечтала, чтобы черные с цветами подносы, знакомые с детства, вдруг стали бы страшно дорогими. И чтобы все их начали хотеть купить. Потому что их расписывают вручную, а ничего дороже в мире сейчас не найти. Потому что их делают без перерыва с XVIII века, а у нас в стране это подвиг. Потому что такое было бы по-честному.

И цены поднялись. Только тогда я поехала покупать подносы (что говорит о бескорыстности мечтаний). Для меня народные промыслы располагались в Музее декоративно-прикладного искусства – или где-то далеко, в Сибири, например. Даже в самых смелых мечтах я не ожидала, что Жостово – это рядом с Москвой. Потому-то, даже сверившись с «Гуглом», я все равно собиралась в Жостово как в экспедицию. Но болот и чащ не встретилось, и боевой обновленный Freelander из всех великих возможностей только и показал, что способность срываться с места и заводиться в секунду на морозе, даром что дизель. И еще бардачок: он вмещал целый фотоаппарат Mark II с запасной линзой!


Художник Михаил Лебедев рассказывает, чем отличаются золотые узоры по краю подноса

В противотоке поутру ехать до Жостово всего ничего. А там главная улица аккуратной деревни с нарядными домами сворачивает налево, к трехэтажному поздней советской постройки дому фабрики с большими окнами. Внутри ремонт, свежо, светло и чисто, как в школе перед 1 сентября. Когда вы будете звонить в музей и просить об экскурсии или мастер-классе, настоятельно советую звать в качестве гида художника Михаила Викторовича Лебедева. Наверняка там есть другие очень достойные люди, но такой простоты и легкости, такого тепла и незаученных речей я давно не слышала в российских музеях.

Лебедев нам рассказал о том, как в Германию, Голландию, Англию и Францию пришли с Востока лаки, как европейские расписные коробочки из папье-маше стали модны во дворцах и усадьбах России (даже мебель царю расписывали), как звали учителей ремесла из Европы. И так весь XVIII век. Потом купечество встрепенулось и в ответ на запрос общества наладило прямые поставки чая через Сибирь, а заодно и лаковых коробочек-чайниц, и тут – вот он, момент! – срочно понадобились подносы для самоваров. Быстро стало ясно, что ни дерево, ни папье-маше в качестве подносов не работают, как их ни золоти и ни инкрустируй перламутром (в музее есть пара образцов того периода). И началась большая история жестяного жостовского подноса. Официально началом называют типографскую бумажку с текстом «1825 год».

Но понятно же, что типографские этикетки стали печатать, когда промысел вошел в силу. Жостовские, поисследовав старые росписи (иногда встречалось даже барокко-рококо), постановили, что началось все в 1790-м. Квадратные, круглые, овальные, в форме замочной скважины – под самовары, эти подносы какими только сюжетами не изрисовывались, какие каемочки не посверкивали по их краям, какие только черепаховые узоры не сочинялись с помощью лампадного огня по свежему лаку. 


Все до единого подносы в Жостово расписываются вручную

Мгновенно подносы стали достоянием всех классов, как, впрочем, и чай с баранками. Соответственно менялись и темы. «Пейзажи, например, воплощали мечту простого человека о счастье, – рассказывал Михаил Викторович. – Представьте, на ярмарке крестьянин покупает поднос, на нем два дома: один для себя, второй для сына; две бани или сарайчика, сад или огород, прудик с рыбой. Обязательно на фоне гор и с птицами – это символ дальних стран, возможности там побывать. И каждый художник огораживал нарисованные домики и садики забором в знак того, что это его собственность. И река его, и рыба его». В музее много подносов, но наш экскурсовод сетует на небогатую экспозицию. Ведь у подносов была нелегкая жизнь: их не берегли, как коробочки из соседнего Федоскино, а плюхали на них чайники что ни день. И уже в XIX веке в России появились реставрационные мастерские, где подносы переписывали заново. Потому старых подносов много, а старых росписей мало.

Сейчас на фабрике работает около 40 художников, выпускников Федоскинского училища, плюс еще 15 человек – вольных мастеров в деревне. «Всех нас учили два великолепных педагога – Бужаев и Плахов», – продолжает Лебедев. И сокрушается, что молодым студентам хочется известности и славы и, чтобы о них узнал весь мир, и как же их удержать. Очень трудно, когда тебе 20 лет, разглядеть счастье в том, чтобы тихо сидеть в светлой комнате, похожей на офис, с еще двумя-тремя коллегами и писать по черному полю цветы, и так из года в год. Смиренная жизнь и радость труда не числятся сейчас в добродетелях. 

Если вдруг захочется стать художником, можно попробовать себя в мастер-классе в музее и даже научиться, но чтобы работать, придется переехать сюда: жостовская роспись – дело коллективное, утверждает Михаил, требует сочувствия и сопереживания таких же собратьев по кисти. «Я все время рассказываю гостям: встречается мне как-то одна бабулька, всю жизнь она отработала на нашей фабрике. У нее в саду летом выросла роза. Она радуется, описывает мне ее, но как! В технологических подробностях объясняет, как эту розу надо изобразить, какие будут подмалевки, какой краской, с какой стороны и как ее правильно передать, хотя сама она уже стара и рисовать уже не будет. Понимаете? Она мир воспринимает и в красоте розы, и в красоте исполнения этой розы».


А вот моя добыча – это только начало

От нежной жалости к венкам, букетам и птицам было не укрыться. Хотелось всех немедленно спасти и унести с собой, но в магазине при фабрике у моего кошелька хватило духу только на два подноса. Оба с пробитыми отверстиями-ручками, что служит признаком высокой жостовской касты. Высокой, да не высшей. Высшая – когда жестяное тело подноса не изготовлено машиной, а выковано вручную здесь же, на фабрике. Самый дорогой из подносов стоил 50 000 рублей. Я решила, что, пока буду копить деньги, поезжу-ка я в Жостово набью глаз, потому что, если ты не можешь сам отличить кованый от штампованного, какой смысл покупать кованый? А может, я и слишком строга. Поэтому я решила пока пойти простым путем и узнать, может, есть какие узоры особо ценные. На что наш художник сказал, что все узоры, орнаменты и формы – ценные. А каноны на то и каноны, чтобы их рушить, и нет такого, чтобы с ландышами был главнее того, что с ромашками. Случались в жостовских темах даже фрукты, Кремль и ВВЦ. Всегда любили рябину и снегирей. Бывало даже, что подносы вдруг становились круглыми с одним цветком посередине, как в 60-е. Или вдруг Петр Кончаловский написал эскиз – цветы в корзине, само изобилие, и тогда какие уж там каноны (в музее хранится и такой поднос). Но, конечно, главными в Жостово всегда были цветы. Они делились на два больших вида – «букет с корнями» (то есть тремя-пятью «хвостиками» с краю) и «букет враскидку», когда стеблей не видно. Знамениты были и «венки», и «из угла», и «из двух углов», когда цветы шли по диагонали. А вот хранить подносы полагалось за самоваром. (Я нарушила этот канон: завязала узлом шаль, повесила на стену и в нее, как в люльку, сгружаю красавцев.)

И еще я узнала, что брака в продукции Жостово, как в картинах, не бывает: «Все же поправимо», – сказал художник. Мне кажется, такие слова вполне можно сделать девизом. Жостовский цветущий промысел тому пример. 


Магазин при фабрике дает скидки со второй покупки, поэтому самое дорогое покупайте последним

Жостово: важно знать

Дорога по Ярославскому шоссе, далее по указателям на Жостово, Мытищинский район, Жостовская фабрика декоративной росписи

Экскурсия в музей и мастер-класс (200–5 000 руб.), художник Михаил Викторович Лебедев, +7 (495) 981 3989

Магазины в Москве: 

- Гагаринский пер., 4, +7 495 740 40 77; ГУМ, 3-я линия, 3-й этаж, +7 495 620 33 72;

при фабрике: +7 (495) 981 3989 (3919); карточки принимают.


Читайте также:

Три маршрута по Золотому кольцу

Лучшие подарки на 8 Марта

Куда поехать в апреле?

Hôtel de Crillon в Париже распродает имущество

Праздничный ужин в честь 8 Марта пройдет в «Гранд Отель Поляна»

8 Марта на яхте флотилии Radisson Royal


первая полоса

Декабрь-Январь 2016-2017

Подпискана CN traveller

Первые 30 подписчиков на 6 номеров получают реконструирующее средство для волос с маслом иланг-иланга от Secret Professionnel by Phyto.

подписаться

Цифровыевыпуски
CN traveller

facebook

CN Traveller
в Facebook

vkontakte

CN Traveller
в Vkontakte

Twitter

CN Traveller
в Twitter

youtube

Видео-канал
cn traveller

instagram

CN Traveller
в instagram

Instagram
google+

cn traveller
в google+